Напомним, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования (п.п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).

Таким образом, орган местного самоуправления может приобретать (создавать) объекты нефинансовых активов:

1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа местного самоуправления;

2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях.

В первом случае имущество поступает в собственность соответствующего публично-правового образования и может быть учтено в составе имущества казны или закреплено за какой-либо организацией госсектора на праве оперативного управления.

Если же имущество приобретается органом местного самоуправления от собственного имени, то по общему правилу оно сразу же «автоматически» поступает не только в собственность публично-правового образования, но и в оперативное управление данного органа (см., в частности, п. 2 ст. 124, ст. 218, п. 2 ст. 299 ГК РФ).

Возможность отнесения того или иного имущества к имуществу казны должна быть социально и экономически обоснована. И при принятии решения о передаче указанного имущества в состав казны данная передача должна быть осуществлена в порядке, определенном нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.

Таким образом, Вы самостоятельно определяете, какое имущество включить в состав муниципальной казны, а какое отнести к объектам основных средств, т. е. передать в оперативное управление администрации сельского поселения как юридическому лицу – казенному учреждению.

В соответствии с положениями п. 36 Инструкции № 157н, принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку. Каких-либо исключений из данного правила в части порядка принятия к учету объектов недвижимости в составе имущества казны, учитываемых на счете 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны», положениями Инструкции № 157н не предусмотрено.

Право собственности и право оперативного управления подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (ст. 131 ГК РФ). До государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости основания для принятия указанных объектов к учету на счете 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны» у принимающей стороны отсутствуют.

Безусловно, принимающая сторона на основании решения уполномоченного органа может произвести фактическую приемку объекта недвижимости и начать его эксплуатацию до получения документов о государственной регистрации права собственности или права оперативного управления. В то же время само по себе подписание акта приема-передачи не означает получение имущества в безвозмездное пользование или по иному основанию (аренда, хранение и т.п.).

На момент приемки объекта недвижимости желательно урегулировать условия, на которых принято имущество. Так, например, между передающей и принимающей стороной может быть заключен договор безвозмездного пользования (договор ссуды) в виде единого документа. Кроме того, в случае, если в документе, подписанном уполномоченным должностным лицом правообладателя (уполномоченного органа), указано, что до государственной регистрации перехода права собственности объект передается на праве безвозмездного пользования, учет полученного имущества может быть организован на забалансовом счете 01 (абзац третий п. 1.1.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 №№ 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120, письмо Минфина России от 17.07.2015 № 02-07-10/41190).