В соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. При этом стороны договора определяют условия сделки, в том числе и порядок расчетов. Право на осуществление предварительной оплаты товара, работы, услуги установлено гражданским законодательством (см., например, ст. 487 ГК РФ).
Законами и решениями о бюджете, а также иными нормативными правовыми актами могут предусматриваться ограничения авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг. Однако данные ограничения, как правило, предусматриваются для получателей бюджетных средств, а также организаций, осуществляющих в установленном порядке полномочия получателей бюджетных средств.
Бюджетные и автономные учреждения, изменившие в силу Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ свой правовой статус и получающие субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ, получателями бюджетных средств, по общему правилу, не признаются (ст. 6 БК РФ). Поэтому вышеуказанные ограничения авансовых платежей при заключении договоров о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг на них не распространялись, а единых общих норм, ограничивавших право бюджетных и автономных учреждений предусматривать любые авансовые платежи при заключении договоров (контрактов), подлежащих оплате за счет любых источников финобеспечения, не существовало.
Однако Федеральным законом от 27.11.2017 № 347-ФЗ ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ дополнена частью 16.1, а ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» дополнена частью 3.11-1 о том, что учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, соблюдают требования, определенные нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Таким образом, с 27 ноября 2017 года право бюджетных и автономных учреждений на перечисление авансов ограничено. При заключении контрактов, предусматривающих условия об авансировании, эти учреждения (федеральные, субъектов РФ и муниципальные) обязаны соблюдать требования, установленные для получателей средств соответствующего бюджета.
По мнению Минфина России, требование об ограничении размеров авансов распространяется на все контракты (договоры), заключаемые автономными и бюджетными учреждениями, вне зависимости от источника их финансового обеспечения (за счет средств субсидии или за счет средств от приносящей доход деятельности) (см. письмо от 15.03.2018 № 09-01-09/16085).
Кроме того, если условиями контракта предусмотрена поэтапная приемка его исполнения с авансированием каждого этапа, постановка на учет денежных обязательств по авансированию следующего этапа не осуществляется до приемки результатов исполнения текущего (см., например, п. 23 приказа Минфина России от 30 октября 2020 г. № 258н «Об утверждении Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства»).
На федеральном уровне такие ограничения в настоящее время установлены п. 18–20 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (далее – Положение № 1496).
При этом последние годы действия абзаца четвертого подп. «а», а также подп. «б» (в части права предусматривать авансовые платежи, подлежащие в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению, в размере, не превышающем 30 % суммы договора (государственного контракта)) п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2017 г. № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» были приостановлены.
На 2025 год соответствующее постановление еще не принято. Есть только проект (см. https://regulation.gov.ru/Regulation/npa/PublicView?npaID=153728).
По общему правилу получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) о поставке товаров, выполнении работ, об оказании услуг (в том числе о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ) авансовые платежи в размере до 30 % суммы договора включительно (абзац второй подп. «а» п. 18 Положения № 1496). При этом в соответствии с абзацем первым подп. «а» п. 18 Положения № 1496 в договоре надлежит предусмотреть условие о последующих после выплаты аванса платежах в размере, не превышающем разницу между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтвержденных в соответствии с установленным Минфином России порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, и общей суммой ранее выплаченного авансового платежа (в случае, если договор (государственный контракт) не содержит этапы его исполнения либо выполнение указанных этапов осуществляется последовательно) или суммой, рассчитанной как произведение размера предусмотренного договором (государственным контрактом) авансового платежа в процентном выражении и стоимости фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (в случае, если договор (государственный контракт) содержит этапы его исполнения, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают).
Авансовые платежи в размере до 100 % суммы договора включительно устанавливаются по контрактам об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки, об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, о проведении государственной экспертизы проектной документации, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в случаях, установленных ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, и результатов инженерных изысканий, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, об оказании гостиничных услуг по месту командирования, об осуществлении грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом, о приобретении путевок на санаторно-курортное лечение, о проведении мероприятий по тушению пожаров, аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки), по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте и договорам (госконтрактам) о проведении лечения граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, заключаемым Минздравом России с иностранными организациям (подп. «в» п. 18 постановления № 1496).
При заключении договоров (контрактов), указанных в подп. «а» и «б» п. 18 Положения № 1496 и предусматривающих отдельные этапы их исполнения и оплаты, федеральным бюджетным и автономным учреждениям не следует включать в них условия о выплате авансового платежа на последнем этапе исполнения контракта, если иное не установлено Положением № 1496 или иным нормативным правовым актом Правительства РФ; исключение составляют контракты, условиями которых предусмотрено осуществление территориальными органами Казначейства России казначейского сопровождения средств, полученных на основании таких контрактов (п. 19 Положения № 1496).
Федеральные бюджетные и автономные учреждения не предусматривают авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке отдельных товаров, об оказании отдельных услуг, включенных в перечень утвержденный распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21-р.; при этом рассматриваемое требование применяется в том числе в отношении контрактов, предметом которых является одновременная поставка товаров (оказание услуг) как включенных, так и не включенных в указанный перечень (п. 20 Положения № 1496).
Таким образом, федеральное бюджетное учреждение не вправе заключить контракт на поставку почтовых марок с предоплатой (авансом) в размере 100 %. В рассматриваемой ситуации может быть установлен аванс в размере 30 %. Аналогичные положения предусмотрены для получателей бюджетных средств бюджета Республики Крым (см. п. 9 постановления Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2018 г. № 662 «О мерах по обеспечению исполнения бюджета Республики Крым»).