Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, перечисленных в пп. 1–4 этой части.

В частности, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. А согласно пп. 16 п. 1 ст. 20 Закона № 161-ФЗ собственник имущества предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок в отношении данного предприятия, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Отсюда следует, что аудиторская проверка бухгалтерской отчетности унитарного предприятия, необходимость проведения которой определил своим решением собственник имущества такого предприятия, относится к случаям обязательного аудита в силу ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Этот вывод подтверждается разъяснениями, содержащимися в п. 2 письма Минэкономразвития России от 04.04.2011 № Д06-1874.

Способы оформления принятого собственником имущества предприятия решения о проведении обязательной аудиторской проверки бухгалтерской отчетности законом не регламентированы. С учетом того, что утверждение устава предприятия, внесение в него изменений относятся к полномочиям собственника имущества предприятия (пп. 4 п. 1 ст. 20 Закона № 161-ФЗ), полагаем, что решение собственника имущества о необходимости аудиторской проверки бухгалтерской отчетности может быть закреплено путем внесения соответствующих положений в устав предприятия.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, унитарного предприятия заключается по итогам проведения открытого конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе, не реже чем один раз в пять лет.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 01 января 2017 года) государственные и муниципальные унитарные предприятия включены в число заказчиков, которые осуществляют закупки и обязаны руководствоваться требованиями Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок товаров, работ и услуг (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 этого Закона) (за исключением случаев, установленных в ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, по общему правилу Закон № 44-ФЗ регулирует все указанные в ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ отношения при осуществлении закупок унитарным предприятием. Исключение составляют закупки, осуществляемые в течение года в соответствии с правовым актом (положением о закупке), предусмотренным ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым унитарным предприятием и размещенным до начала года в единой информационной системе.

Часть указанных в ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ организаций (в том числе унитарные предприятия) в любом случае обязаны при закупках руководствоваться по общему правилу Законом № 44-ФЗ – очевидно, что для них эта норма должна рассматриваться как указание о безальтернативном выборе конкретного конкурентного способа закупки для заключения контракта на проведение обязательного аудита – выбор аудиторской организации или индивидуального аудитора для обязательного аудита осуществляется путем проведения именно конкурса (за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ), который проводится с применением «процедурных» норм Закона № 44-ФЗ. Во всем остальном для них это такая же закупка, как и прочие, и они обязаны выполнять в отношении нее все требования Закона № 44-ФЗ. Иными словами, все иные способы определения контрагента формально могут применяться только в случаях, установленных специальными нормами Закона № 44-ФЗ.

Следует отметить, что согласно ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ при заключении договора на оказание услуг обязательного аудита установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и(или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным. Однако в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, должны соответствовать Закону № 44-ФЗ, который содержит специальные требования к обеспечению заявок, исполнения контракта и т.п.

Минфин России и ФАС России приходят к выводу о том, что заказчики, указанные в п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, в том числе унитарные предприятия, при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита применяют положения Закона № 44-ФЗ.

Аналогичные по сути разъяснения даны, в частности, в письме Минфина России от 19.01.2018 № 24-02-07/2747, п. 1 письма Минфина России и ФАС России от 24.01.2018 № 24-04-06/3691/РП/4072/18.

А в письме Министерства экономического развития РФ от 29.06.2016 № Д28и-1624 сказано, что при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности или индивидуального аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для муниципального унитарного предприятия заказчиком будет является непосредственно само муниципальное унитарное предприятие.

Если, несмотря на сказанное, администрация решит проводить аудит за счет средств бюджета и выступать в качестве заказчика таких услуг, то расходы могут быть оплачены за счет подраздела 0104 и элемента видов расходов 244 в увязке с подстатьей 226 КОСГУ.