Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона № 273-ФЗ, и(или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 настоящей статьи, и(или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Согласно ст. 11 Закона № 273-ФЗ лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 настоящего федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 настоящего федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в ч. 1 ст. 10 настоящего федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Отметим, что термин «конфликт интересов» законодательно определен и применяется прежде всего при регулировании отношений с участием государственных и муниципальных служащих (ст. 10 Закона № 273-ФЗ). Руководители муниципальных унитарных предприятий в данной норме прямо не поименованы, однако согласно п. 4 ч. 3 ст. 10 Закона № 273-ФЗ обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не содержит понятия «конфликт интересов». Вместе с тем ст. 21 данного Закона установлены определенные ограничения для руководителя унитарного предприятия, а ст. 22 регулирует порядок заключения руководителем сделки с заинтересованностью.

Согласно ст. 22 Закона № 161-ФЗ руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и(или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

- владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

- занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

- в иных определенных уставом унитарного предприятия случаях.

Однако заметим, что ст. 22 Закона № 161-ФЗ установлен перечень сделок, в отношении которых руководитель предприятия признается заинтересованным и которые могут совершаться только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских, а не трудовых прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Однако трудовой договор сделкой не является. А Гражданское законодательство не регулирует трудовые отношения (ст. 2 ГК РФ).

Часть первая ст. 349.2 ТК РФ распространяет определенные ограничения, запреты и обязанности, установленные Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Во исполнение ст. 349.2 ТК РФ Правительством РФ принято постановление от 05.07.2013 № 568 (далее – постановление). Согласно п. 3 постановления лица, перечисленные в п. 1 и 2 постановления, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства с работником соответствующего фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Пункт 4 постановления № 568 указывает на невозможность осуществления работником федерального государственного унитарного предприятия трудовой деятельности в связи с тем, что в том же учреждении работает его близкий родственник из числа поименованных в данной норме, при одновременном наличии следующих обстоятельств:

- такие работники замещают должности руководителя, главного бухгалтера учреждения или должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий;

- один из указанных работников непосредственно подчинен или подконтролен другому.

Однако в связи с тем, что в рассматриваемой ситуации работодателем является муниципальное унитарное предприятие, полагаем, что положения ст. 349.2 ТК РФ и п. 4 постановления № 568 на работников данного предприятия не распространяются.

Вместе с тем согласно п. 4.1 Методических рекомендаций по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и(или) урегулированию конфликта интересов (подготовленных Министерством труда и социальной защиты РФ 31.07.2018) для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов, необходимо установить одновременное наличие следующих обстоятельств:

1) наличие личной заинтересованности (личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и(или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым относятся, в частности, его близкие родственники, в том числе дети);

2) фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности;

3) наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и(или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.

Аналогичные разъяснения даны в Обзоре практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов № 5 (подготовлен Министерством труда и социальной защиты РФ по состоянию на 29 июня 2021 г.).

Анализ правоприменительной практики показывает, что личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со ст. 10 Закона № 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов (см. определение Московского городского суда от 26.04.2021 по делу № 33-15506/2021, Обзор практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов № 4 (утвержден Минтрудом, 2020 г.)).

Однако в данном случае, учитывая, что жена (контролер) находится в непосредственном подчинении у мужа, занимающего должность директора, то полагаем, что весьма велик риск возникновения личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на принятие директором решений, связанных с применением к подчиненному работнику (жене) мер дисциплинарного взыскания и поощрения, а также на объективность и беспристрастность исполнения указанным лицом своих обязанностей, что в соответствии со ст. 10 Закона № 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у директора конфликта интересов (см. Обзор типовых ситуаций конфликта интересов и способы их урегулирования, указанных в Приложении № 4 Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции).

Таким образом, сама по себе трудовая деятельность близких родственников в муниципальном унитарном предприятии, на наш взгляд, конфликтом интересов не является (если антикоррупционной политикой данной организации такая ситуация не отнесена к понятию конфликта интересов).

Вместе с тем окончательное решение по данному вопросу можно принять, только исследуя документы, регламентирующие порядок деятельности организации и определяющие круг должностных обязанностей по каждой указанной должности, локальные акты организации о противодействии коррупции.

Обращаем внимание, что данный ответ выражает наше экспертное мнение и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от позиции, изложенной в приведенном ответе.