В Указах Президента РФ от 25 марта № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239 обращается внимание, что объявленные нерабочими дни предоставляются с сохранением заработной платы.
При этом ни в указе, ни в трудовом законодательстве не предусмотрено, как реализовывать указанное требование.
Так, согласно ст. 129 ТК РФ, заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, определить размер заработной платы можно только по итогам работы. Тогда не совсем ясно, что сохранить за работником, если он эту работу не осуществлял. Не получится выплатить в данном случае средний заработок работнику, который не может выполнять работу, поскольку в указе идет речь о сохранении именно заработной платы.
С учетом разъяснений Минтруда России, приведенных в Рекомендациях от 26 марта (письмо № 14-4/10/П-2696), можно заключить следующее.
Указанная ситуация повлечет снижение нормы рабочего времени.
Так, если до принятия указа при 40-часовой рабочей неделе норма рабочего времени в марте составляла 168 часов (40 : 5 х 21), то после принятия указа из-за появления в марте двух нерабочих дней 30 и 31 марта, норма рабочего времени составит 152 часа (40 : 5 х 19).
Но при этом следует отметить, что в связи с тем, что размер стимулирующих или компенсационных выплат в такой ситуации вполне может снизиться, вряд ли работнику следует рассчитывать на сохранение заработной платы в полном объеме.
Работники, получающие оклад, при полной отработке уменьшенной нормы рабочего времени получат полный оклад. В отношении работников с почасовой, подневной, сдельной системами оплаты труда следует по аналогии применять норму ч. 3 ст. 112 ТК РФ, согласно которой таким работникам за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение.
Сложилась ситуация, когда есть категории работников, для которых дни, объявленные Президентом РФ, являются нерабочими, и категории, для которых они являются рабочими, и к ним будут применяться разные нормы рабочего времени.
В случае, когда, согласно установленному графику, к началу нерабочей недели работник уже выработал свою норму рабочего времени, возникает переработка. Такую переработку следует рассматривать в качестве сверхурочной работы и оплачивать по правилам ст. 152 ТК РФ.