Согласно п. 48 Стандарта «Концептуальные основы...» выбытие основного средства с балансового учета осуществляется на дату, по состоянию на которую прекратилось соблюдение хотя бы одного из условий признания объекта основного средства в учете, перечисленных в п. 47 Стандарта «Концептуальные основы...»:
- соответствие объекта определению основного средства, установленному Стандартом «Основные средства» и иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- уверенность учреждения в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с признаваемым объектом;
- возможность оценить стоимость объекта с учетом положений Стандарта «Основные средства».
Причины, по которым основные средства могут списываться, перечислены в п. 45 Стандарта «Основные средства». Одна из причин – принятие решения о списании государственного (муниципального) имущества. При принятии решения о списании основных средств учреждением должны применяться критерии прекращения признания объекта основных средств, поименованные в п. 46 Стандарта «Основные средства»:
- учреждение не контролирует актив, признанный в составе основных средств, не несет расходов и не обладает правом получения экономических выгод, извлечения полезного потенциала, связанных с распоряжением (владением и(или) пользованием) этим объектом;
- учреждение не участвует в распоряжении (владении и(или) пользовании) выбывшим основным средством или в осуществлении его использования в той степени, которая предусматривалась при его признании;
- величина дохода (расхода) от выбытия основного средства имеет оценку;
- прогнозируемые к получению экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с объектом основных средств, а также прогнозируемые (понесенные) затраты (убытки), связанные с его выбытием, имеют оценку.
Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности – соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления). Для ситуаций, не урегулированных таким нормативным актом, порядок списания основных средств, в частности, определения непригодности их дальнейшего использования, устанавливается учетной политикой.
Списание объектов основных средств включает в себя следующие общие мероприятия:
1) определение технического состояния каждой единицы основных средств;
2) оформление необходимой документации;
3) получение разрешения на списание;
4) демонтаж, разборка;
5) утилизация объектов основных средств и постановка на учет материалов, полученных от их ликвидации;
6) списание объекта с учета учреждения.
Существует ряд вопросов, которые обязательно должны быть решены уполномоченными должностными лицами учреждения при списании государственного (муниципального) имущества, даже если соответствующие требования не содержатся в явном виде в правовом акте, определяющем порядок списания этого имущества.
1. В целях подготовки и принятия решения о списании имущества в учреждении создается комиссия, действующая на постоянной основе (п. 34 Инструкции № 157н). Положение об этой комиссии, а также ее состав утверждаются приказом руководителя госучреждения.
2. Из бухгалтерии и иных структурных подразделений учреждения истребуются оригиналы (копии) документов (бухгалтерских, учетно-технических, технических и др.), содержащих информацию об имуществе, в отношении которого от уполномоченных должностных лиц поступило предложение о списании.
3. После изучения полученных документов производится осмотр имущества. При этом проверяется соответствие данных о состоянии имущества, содержащихся в документации, его фактическому состоянию.
4. Комиссия принимает решение по вопросу о целесообразности (возможности) дальнейшего использования имущества.
В положении о комиссии следует определить и порядок привлечения к работе комиссии экспертов, обладающих специальными знаниями по вопросам эксплуатации соответствующих видов имущества. Подобные задачи могут решаться штатными сотрудниками учреждения.
Первоначальное заключение о техническом состоянии объекта основных средств дается комиссией учреждения по поступлению и выбытию основных средств при условии, что квалификация специалистов, состоящих в комиссии, позволяет сделать однозначный вывод о непригодности объекта к дальнейшей эксплуатации.
При отсутствии в штате учреждения специалистов необходимой квалификации рассматривается возможность их привлечения из других учреждений, подведомственных учредителю. Если же обосновать необходимость списания основных средств возможно только с привлечением специализированной организации, учреждением заключается соответствующий договор.
Нормативным правовым актом уполномоченного органа власти (местного самоуправления) о порядке списания государственного (муниципального) имущества может быть установлено обязательное требование о наличии заключения специализированной организации о состоянии имущества, подлежащего списанию.
Внештатные эксперты могут привлекаться к работе комиссии на безвозмездной основе. Вопрос о привлечении таких специалистов может решаться, в частности, при участии органа власти (местного самоуправления), в ведении которого находится учреждение. Такое взаимодействие возможно, например, в том случае, если этому органу подведомственны организации, в штате которых состоят специалисты соответствующей квалификации.
5. Если комиссия признала объект подлежащим списанию, сразу же необходимо принять решение по вопросам:
- финансового обеспечения расходов, связанных со списанием имущества (в том числе с утилизацией всего объекта или его частей);
- возможности (целесообразности) использования в деятельности учреждения отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов, полученных при ликвидации объекта;
- возможности (целесообразности) реализации (безвозмездной передачи) указанных выше узлов, деталей, конструкций и материалов.
6. Следующий важный этап работы – установление причины списания имущества. К таким причинам, в частности, относятся:
- физический и(или) моральный износ;
- нарушение условий содержания и(или) эксплуатации;
- недостача, порча, хищение, естественная убыль;
- аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации;
- длительное неиспользование для управленческих нужд.
7. Итог работы комиссии – оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества (ф. 0504104, 0504105, 0504143, 0504144, 0504230), которые подлежат утверждению, а также согласованию в установленных действующими нормативными правовыми актами случаях. Несмотря на то, что формы актов 0504104, 0504105 и 0504230 не отменены с 1 января 2024 года рекомендуется применять формы 0510454, 0510456 и 0510460, соответственно.
8. Акты о списании объектов государственного и муниципального имущества подлежат утверждению руководителем госучреждения (уполномоченным им лицом).
9. После утверждения Акта о списании в учреждении под контролем профильной комиссии должны быть реализованы мероприятия, предусмотренные Актом: разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и т. п. Реализация таких мероприятий может осуществляться организацией самостоятельно или с привлечением сторонних специализированных организаций.
10. Выбытие списанного имущества отражается в учете на основании Акта о его списании после реализации мероприятий, предусмотренных этим актом (см., в частности, п. 51, 52 Инструкции № 157н). Акты о списании объектов имущества обычно составляются не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у ответственного лица.
Прекращение права собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
По смыслу норм ГК РФ, а также Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» прекращение права собственности на объект недвижимости происходит только с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости.
Поэтому при ликвидации объекта основного средства, являющегося недвижимым имуществом, необходимо внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости.