Прежде всего отметим, что надбавка за классность входит в систему оплаты труда. Согласно ч. 2 ст. 135 ТК РФ система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством.

Следовательно, работодатель вправе, но не обязан устанавливать уровни классности водителей и соответствующие надбавки к заработной плате за классность водителей (аналогичная позиция отражена, например, в Апелляционном определении Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 26.03.2018 по делу № 33-1093/2018).

Порядок присвоения класса должности водителя законодательством не установлен, поэтому работодатель вправе сам определить данный порядок и закрепить его в локальном нормативном акте организации.

Если работодатель решит установить классы по должности водителя, то он вправе руководствоваться Квалификационным справочником, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 № 58/3-102 (далее – Квалификационный справочник). В соответствии с Квалификационным справочником основным признаком, на основании которого водителю присваивается класс, является стаж работы, а также добросовестное исполнение работником своих обязанностей (п. 3 раздела «Автомототранспорт и городской электротранспорт»).

Соответственно, присваивать классы по должности водителя можно исключительно по формальному признаку – в зависимости от стажа работника. Комиссия создается в том случае, если работодатель решит присваивать классы водителям на основании дополнительной проверки знаний. Если работодателю достаточно стажа работы, создавать комиссию не требуется.