Дополнительно к телефонному разговору сообщаем, что, если налоговый агент с доходов физического лица удержал, но не перечислил в бюджет НДФЛ, у него возникает задолженность по налогу. Соответственно, налоговые органы имеют право принудительно взыскать не только штраф, но и сумму недоимки, а также пени (п.п. 2, 4, 6–8 ст. 45 НК РФ).
Отметим, что обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов. Следовательно, пени, являющиеся способом обеспечения исполнения обязанности по уплате данного налога, должны быть взысканы с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Об этом сказано в постановлениях Президиума ВАС РФ от 22.05.2007 № 16499/06, от 12.01.2010 № 12000/09.
Кроме того, отметим, что налоговые органы вправе привлечь налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ (влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и(или) перечислению), в том числе до окончания налогового периода, которым признается календарный год (ст. 216 НК РФ). Это связано с тем, что исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 % (п. 1 ст. 224 НК РФ), начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущих месяцах текущего налогового периода суммы налога (п. 3 ст. 226 НК РФ). Соответственно, обязанности налогового агента в части сроков удержания и перечисления в бюджет НДФЛ предусмотрены ст. 226 НК РФ и не связаны с окончанием налогового периода, в отличие от обязанностей налогоплательщика, установленных ст.ст. 227 и 228 НК РФ. Об этом идет речь и в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1051/11.
Обязанность по уплате соответствующего налога считается исполненной налогоплательщиком надлежащим образом со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов в счет исполнения этой обязанности (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).
Необходимым условием для начисления пеней является наличие у налогоплательщика просроченной задолженности по уплате налога (страховых взносов, сбора) – недоимки (п. 2 ст. 11, п.п. 1, 7 ст. 75 НК РФ).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки по уплате налога (сбора), начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (сбора), и по день их уплаты (взыскания) включительно, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (письмо ФНС России от 08.10.2021 № БВ-4-3/14235@).
При этом сумма начисленных пеней не может превышать размер самой недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной:
- за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) – одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
- за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней – одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.
В период с 09 марта 2022 года по 31 декабря 2023 года ставка пени для организаций принимается равной одной трехсотой действующей в этом периоде ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.