Анализируя положения ст.ст. 15 и 56 ТК РФ и ч. 1 ст. 2 Закона № 131-ФЗ, Конституционный суд РФ пришел к выводу о том, что выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым – реализацию норм ст. 32 (части 1 и 2) Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст.ст. 3 (часть 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного ст. 37 (части 1 и 3) Конституции РФ свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем (см. постановление Конституционного суда РФ от 27.06.2013 № 15-П).
Другие суды также приходят к выводу о том, что, исполняя общественную обязанность на должности выборного органа местного самоуправления, глава муниципального образования не вступает в трудовые отношения (см., например, Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 26.02.2013 № 33-1496/2013, Решение Красноярского краевого суда от 18.05.2017 по делу № 7р-438/2017 и т. д.). Аналогичная правовая позиция высказана Комитетом Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Учитывая изложенное, полномочия главы муниципального образования (как и любого другого выборного должностного лица местного самоуправления) не предполагают возникновения правоотношений «работник – работодатель», которые возникают при заключении трудового договора, и не могут регулироваться нормами ТК РФ. Должностная инструкция – это документ из трудового законодательства, в ней указываются должностные обязанности работника. Следовательно, на главу должностная инструкция также не составляется. Глава действует на основании Устава муниципального образования, в котором и отражены его полномочия.