В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
Объектом налогообложения признается недвижимое имущество (включая переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ).
Недвижимость, как и иное имущество, может принадлежать учреждениям только на праве оперативного управления (п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 296 ГК РФ). А значит, положения пп. 2 п. 1 ст. 374 и ст. 378.2 НК РФ о налогообложении недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости не распространяются на организации бюджетной сферы (письма Минфина России от 17.09.2020 № 03-05-05-01/81536, от 31.03.2020 № 03-05-05-01/25436, от 25.03.2020 № 03-05-05-01/23473, от 04.10.2019 № 02-06-10/76360, от 13.12.2017 № 03-05-05-01/83122, ФНС России от 24.12.2020 № БС-4-21/21336). Это обусловлено тем, что по кадастровой стоимости может облагаться имущество, принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения (пп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ, письмо ФНС России от 21.02.2020 № БС-4-21/3091@).
Имущество государственной или муниципальной казны не является объектом налогообложения и также не может облагаться исходя из кадастровой стоимости. Дело в том, что органы власти или местного самоуправления не являются собственниками имущества, а только осуществляют полномочия по управлению имуществом, составляющим казну (письма Минфина России от 01.07.2015 № 03-05-04-01/37951, от 24.04.2014 № 03-05-05-01/19291).
Поэтому если у администрации есть объекты недвижимого имущества на балансе (не в казне), то она признается налогоплательщиком по указанному налогу.
Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского (бюджетного) учета (п. 3 ст. 375 НК РФ, письма Минфина России от 04.10.2019 № 02-06-10/76360, от 25.02.2019 № 03-05-04-01/11984, от 02.04.2018 № 03-05-05-01/21103, от 15.12.2017 № 02-07-10/84312, от 26.10.2016 № 07-01-09/62334).
Порядок определения налоговой базы установлен в ст. 376 НК РФ. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества (п.п. 1, 3 ст. 376 НК РФ).
Учреждения, имеющие объекты недвижимого имущества, подлежащие налогообложению на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ), налоговую базу в отношении таких объектов определяют отдельно в соответствующем субъекте РФ в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ (п. 2 ст. 376 НК РФ).
Налоговой базой для исчисления налога за отчетный период является средняя стоимость имущества за соответствующий отчетный период (1 квартал, полугодие, девять месяцев). Налоговой базой для исчисления налога за налоговый период (календарный год) является среднегодовая стоимость имущества.
Консалтинг рекомендует:
Вопрос: Как рассчитать среднюю стоимость облагаемого налогом имущества за отчетный период?
Вопрос: Как рассчитать среднегодовую стоимость облагаемого налогом имущества?
Вопрос: Как учреждению рассчитать налог на имущество организаций и авансовые платежи по нему?