Положениями п. 10.2.8 Порядка № 209н прямо предусмотрено, что расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений относятся на подстатью 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ. Соответственно, расходы, отражаемые по данной подстатье, также относятся на увеличение стоимости основных средств (п. 7 Порядка № 209н).
В частности, на данную подстатью относятся расходы на монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов.
При этом перечень расходов, относимых на подстатью 228, закрытым не является, главное условие, чтобы расходы по приобретению работ (услуг) в дальнейшем формировали объем капитальных вложений в нефинансовые активы (за исключением материальных запасов, в том числе в составе государственной (муниципальной) казны публично-правового образования).
В свою очередь, на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ относятся операции по поступлению (принятию к учету) объектов основных средств, а также расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам (п. 11.1 Порядка № 209н).
Отметим, что заключаемый учреждением бюджетной сферы договор может включать в себя условия смешанного договора. Согласно ст. 421 ГК РФ учреждение может заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например, договоров поставки, изготовления, возмездного оказания услуг, подряда и т. д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами, т. е. смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Поэтому, если договор содержит все существенные условия как договора подряда, так и договора поставки, он может быть признан смешанным. Характер договора (контракта) должен подтверждаться порядком документального оформления результатов исполнения обязательств. Так, приемка результатов работ или оказания услуг, как правило, оформляется актом, а поставка материальных ценностей – товарной накладной.
Соответственно, ключевым фактом при отнесении затрат на ту или иную статью/подстатью расходов будет классификация контракта (договора) или отдельных его пунктов как договора поставки или оказания услуг (работ).
Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи. Отношения сторон по договору поставки регулируются параграфом третьим гл. 30 ГК РФ с учетом общих положений о купле-продаже.
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п. 1 ст. 454 ГК РФ).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
Таким образом, ответственным должностным лицам при классификации конкретного договора следует проанализировать его суть и выяснить, является ли целью исполнения его условий именно оказание соответствующей услуги (выполнение работы), а не скрытое изготовление (поставка) объектов основных средств.
Обратите внимание: заключение учреждением одного смешанного договора, предусматривающего осуществление нескольких отличных по экономическому содержанию расходов, не может служить основанием для отражения всех этих расходов по какому-либо одному коду бюджетной классификации, если условия договора и предусмотренный порядок документального оформления расходов дают возможность однозначно отнести их на определенные статьи (подстатьи) КОСГУ. В таком случае расходы, исходя из их экономического содержания, могут быть оплачены за счет соответствующей статьи (подстатьи) КОСГУ.
Так, например, отдельные положения договора на выполнение работ по устройству покрытий из тротуарной плитки и монтажу видеооборудования могут быть классифицированы в качестве изготовления объектов нефинансовых активов, так как в результате выполнения работ будут созданы основные средства. Данные суждения находятся в компетенции профильной комиссии учреждения.
Таким образом, расходы учреждения по контрактам (договорам) № 1, 2, 3, 5 (исходя из их трактовки), которые будут отнесены на первоначальную стоимость основных средств в виде капитальных вложений, не относящиеся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, следует отнести на подстатью 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ. Однако, по нашему мнению, расходы учреждения по контрактам (договорам) № 3, 5 следует отнести на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, так как по факту речь идет о поставке объектов ОС.
Электромонтажные работы следует относить на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (п. 10.2.5 Порядка № 209н).