1. Применение новых федеральных стандартов бухучета

Стандарт «Выплаты персоналу»

Данным Стандартом установлены единые требования к порядку признания, первоначальной и последующей оценки в бухгалтерском учете обязанностей и обязательств учреждений перед своими работниками и иными получателями выплат, а также к раскрытию этой информации в отчетности.

Все выплаты разделены на две группы:

- текущие (например, заработная плата);

- отложенные (например, отпускные).

Предусмотрено, что текущие учитываются в составе принятых обязательств по оплате труда и начислениям на них, а отложенные – в составе резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу на счете 0 401 60 000.

Требуется внесение изменений в учетную политику на 2021 год. Также нужно предусмотреть условия начисления нового вида резервов – по пенсионным и иным аналогичным выплатам. В него включаются суммы государственного пенсионного обеспечения, помимо выплат из Пенсионного фонда, а также суммы, предусмотренные коллективным договором или иным локальным актом учреждения по достижении работником возраста выхода на пенсию или определенного стажа.

Стандарт «Нематериальные активы»

К нематериальным активам с 2021 года Стандартом относятся как исключительные, так и неисключительные права пользования. В частности, права пользования лицензионными программными продуктами с 2021 года больше не осуществляется на забалансовом счете 01 – такие объекты нужно «поднять» на баланс.

В этой связи в План счетов с 2021 года введены новые аналитические счета к счету 0 111 00 «Права пользования активами». Для исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности счет 0 102 00 «Нематериальные активы» также дополнен новыми аналитическими кодами. Также с 2021 года для отражения прав пользования НМА применяются новые подстатьи КОСГУ:

- для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования – подстатьи 352 и 452;

- для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования подстатьи 353 и 453.

Стандарт «Непроизведенные активы»

Изменены требования к отражению в отчетности прав на земельные участки.

Применяя Стандарт впервые, учреждениям нужно будет переоценить до кадастровой стоимости земельные участки, учтенные на балансе и внесенные в ЕГРН.

Стандарт «Затраты по заимствованиям»

Стандартом предусмотрены единые правила признания затрат по государственному / муниципальному долгу публично-правовых образований, по заимствованиям автономных и бюджетных учреждений, а также требования к раскрытию информации об указанных затратах в бухгалтерской / финансовой отчетности.

Так, затраты по долговым обязательствам АУ / БУ Стандартом разделены на две категории:

- процентные расходы по долгосрочным обязательствам;

- прочие затраты по долговым обязательствам.

При этом расходы каждой категории должны учитываться раздельно.

Прочие затраты изначально признаются в составе расходов будущих периодов на счете 0 401 50 000 и впоследствии включаются в состав капвложений либо относятся к расходам текущего периода.

Стандарт «Совместная деятельность»

Совместной деятельностью являются операции, осуществляемые, в частности, в рамках договора простого товарищества.

Участниками такой деятельности могут быть, в том числе, государственные и муниципальные учреждения, но только при условии, что договор простого товарищества или договор совместной деятельности не имеет целью предпринимательство.

Стандарт «Совместная деятельность» будет регулировать порядок учета объектов, возникающих при ведении совместной деятельности по договору простого товарищества или соглашению о совместно осуществляемых операциях без образования юридического лица, а также особенности раскрытия информации об участии в такой деятельности в бухгалтерской / финансовой отчетности.

Стандарт «Информация о связанных сторонах»

Стандарт определяет порядок раскрытия в годовой отчетности информации о лицах – физических и юридических, влияющих на работу учреждения, или, наоборот, на деятельность которых может оказать влияние организация бюджетной сферы.

К таким связанным с учреждением сторонам относятся:

- аффилированные лица;

- лица, считающиеся по законодательству заинтересованными в сделках, которые заключает учреждение;

- лица, способные влиять на хозяйственные решения учреждения в силу закона, учредительных документов или соглашений;

- лица, на решения которых по закону или на основании учредительных документов может влиять учреждение.

Стандарт «Финансовые инструменты»

Под финансовым инструментом подразумевается договор / соглашение, по которому у одной из сторон возникает финансовый актив, а у другой – финансовое обязательство или увеличение чистых активов.

Стандартом определены правила учета следующих основных групп финансовых активов:

- денежные средства;

- финансовая дебиторская задолженность;

- финансовые долговые требования;

- финансовые активы, удерживаемые до погашения: деньги, размещенные на депозитах сроком более трех месяцев, и долговые ценные бумаги;

- финансовые активы для перепродажи: акции, облигации, векселя и иные ценные бумаги;

- финансовые активы, предназначенные для получения доходов от участия: акции с соответствующей целью владения, доли участия в уставных капиталах организаций, участие в учреждениях и прочее.

К финансовым обязательствам отнесены:

- финансовая кредиторская задолженность;

- долговые обязательства.

2. Масштабные изменения в Инструкциях № 157н, 162н, 174н и 183н

Так, среди нововведений 2021 года:

- корректировка Единого плана счетов: исключение «устаревших» счетов бухгалтерского учета и введение новых – для учета объектов по новым правилам;

- новый порядок учета доходов будущих периодов;

- правила учета электронных билетов, ваучеров для проезда авиа- и железнодорожным транспортом;

- формирование и отражение в учете резерва под снижение стоимости материальных запасов;

- применение новых спецсчетов для отражения операций по исправлению ошибок прошлых лет;

- изменение порядка учета нематериальных активов и прав пользования НМА.

Изменения в этой части обязывают, в частности, перенести ряд объектов учета с «забаланса» на балансовый учет:

Объекты учета

Как было в 2020 году

Как должно быть в 2021 году

Неисключительные права пользования, в частности, программные продукты

Забалансовый

счет 01 «Имущество, полученное в пользование»

Счет 111 00 «Права пользования активами»

3. Новшества в порядке формирования бухгалтерской и бюджетной отчетности

С 2021 года в структуре бюджетной системы появляется новый уровень – бюджеты муниципальных округов.

В этой связи приказом Минфин России от 29.10.2020 № 250н определено, что в отчетность финорганов субъектов РФ об исполнении консолидированного бюджета региона, начиная с отчетов 2021 года, должна включаться в том числе и отчетность финансовых органов муниципальных округов.

В Инструкции № 33н и 191н внесены масштабные методологические изменения, среди них:

- новые счета в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф.ф. 0503130 и 0503730);

- новые требования к отражению в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.ф. 0503169 и 0503769) показателей по КОСГУ 560, 660, 730, 830;

- дополнительный раздел в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф.ф. 0503173 и 0503773) и др.

4. Серьезные изменения в применении КОСГУ, КВР и КВД

Большое количество поправок внесено в Порядок применения КОСГУ № 209н.

Ряд изменений начал применяться еще в 2020 году, другие начнут действовать с 2021 года.

Так, в частности, появились новая «доходная» подстатья 139 КОСГУ, а также уточнение назначения действующих кодов по доходам от безвозмездных неденежных поступлений.

Что касается «расходных» КОСГУ, то корректировке подверглись подстатьи 226 и 228. Так, часть затрат, отражаемых в настоящее время по подстатье 226, с 2021 года переносится в подстатью 228.

Также дополнены практически все подстатьи, детализирующие статью КОСГУ 260 «Социальное обеспечение».

Уточнены подстатьи КОСГУ, связанные с новым порядком отражения в учете неисключительных прав пользования НМА.

Новшества и в порядке применения КВР и КВД, в частности:

Вид поступлений, выбытий

Как было в 2020 году

Как должно быть в 2021 году

По доходам:

Начисление налога на прибыль

Допускалось применение АнКВД 180, поскольку в Порядке применения КОСГУ прямо указано, что расходы по начислению и уплате налога на прибыль относятся на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ

Прямая норма об отнесении на АнКВД 180

и уплаты, и начисления налога на прибыль

Гранты в форме субсидий от сектора госуправления

Вопрос прямо не урегулирован. Однако и целевые субсидии, и гранты отражаются по АнКВД 150

Прямая норма об отнесении грантов в форме субсидий на АнКВД 150

По расходам:

Расходы на реализацию мероприятий по созданию, развитию, эксплуатации государственных информационных систем

КВР 242

КВР 246

Расходы на оплату потребленных энергетических и(или) коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения

КВР 244

КВР 247

Произошли изменения также в части «увязок» КВР и КОСГУ. В частности, с 2021 года исключено применение КВР 119, 129, 149 с КОСГУ 225, 226 и подстатьями группы 300.

5. Новые правила формирования Плана ФХД и бюджетных сет для федеральный учреждений 

Минфином для федеральных казенных учреждений обновлен перечень форм обоснований / расчетов плановых сметных показателей, применяемых при составлении и ведении бюджетных смет. Для подготовки бюджетных смет на 2021 год и плановый период 2022–2023 гг. скорректировано содержание девяти форм, обоснования № 25, 26, 42 – исключены. При этом добавлены 37 новых, ориентированных, в основном, на обоснование бюджетных ассигнований, планируемых для предоставления субъектам РФ в порядке софинансирования расходов на реализацию нацпроектов.

Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н утверждены новые правила, по которым федеральные бюджетные и автономные учреждения должны составлять Планы ФХД на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

6. Новые электронные первичные учетные документы и регистра 

Внесены масштабные поправки в Перечни обязательных к применению унифицированных форм первичных учетных документов и регистров бухучета и Методические указания по их применению, утвержденные приказом № 52н. Это связано с проводимой централизацией бюджетного учета и переходом к электронному документообороту.

Важным новшеством является введение новых форм электронных учетных документов и двух новых электронных бухгалтерских регистров.

Работать с новыми электронными документами станут учреждения и органы, передавшие полномочия по ведению бюджетного или бухгалтерского учета на основании соответствующего решения Правительства РФ, органа власти субъекта РФ, местной администрации, то есть в случаях, определенных БК РФ.

На федеральном уровне уже реализуется модель централизации бухгалтерской функции в Федеральном казначействе. В ряде регионов также приняты решения о создании единых центров бюджетного учета. Такие учреждения и, соответственно, их центры учета должны начать применять новые формы электронных документов не позднее 01 января 2021 года.

7. Нововведения в оформлении платежных документов на перечисление налогов. 

С 01 января 2021 года осуществлен переход на новую систему казначейского обслуживания поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ в системе казначейских платежей. Таким образом, при заполнении платежных поручений на уплату налогов с 01 января 2021 года в реквизите 15 налогоплательщикам нужно указывать новый номер счета банка получателя средств. Это номер, который с 2021 года входит в состав единого казначейского счета (ЕКС). Для корректного заполнения платежных поручений на уплату налогов ФНС рекомендует воспользоваться таблицей реквизитов территориальных органов Федерального казначейства в каждом регионе.

При этом с 01 января по 30 апреля 2021 года действует переходный период, когда будут одновременно функционировать и планируемые к закрытию банковские счета № 40101, и вновь открываемые казначейские счета. Окончательный переход на самостоятельную работу вновь открываемых казначейских счетов планируется начиная с 01 мая 2021 года.

Также внесены изменения в Правила указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджет. Нововведения коснутся порядка заполнения нескольких полей платежного поручения:

- 60 «ИНН»;

- 106 «Основание платежа»;

- 108 «Номер документа»;

- 109 «Дата документа основания платежа».

8. Новые административные штрафы для учреждений и должностных лиц. 

С 01 января 2021 года вступила в силу ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за непредставление в установленный Законом № 27-ФЗ срок либо представление неполных и(или) недостоверных сведений о трудовой деятельности (СЗВ-ТД). Нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Согласно новой ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП РФ, вступившей в силу 02 января 2021 года, за нарушение установленного законодательством срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства, должностных лиц заказчиков по Закону № 223-ФЗ будут наказывать штрафом в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; организации – штрафом от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

9. Статистическая отчетность: обновлены формы и изменен порядок расчета списочной численности

С 2021 года, в соответствии с Законом № 500-ФЗ, все отчеты в органы статистики нужно представлять только в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Росстатом внесены изменения в правила составления с 2021 года ряда форм статотчетности. Так, в отчете № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» уточнено, что если в отчетном периоде организация изменила место фактического осуществления деятельности или по иной методологии стала формировать показатели для формы № П-4, то данные в отчете нужно показывать исходя из новых обстоятельств.

Также расширен перечень категорий работников, включаемых в расчет: теперь целыми единицами нужно учесть также беременных женщин, освобожденных от работы до предоставления им другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов.

Сделано уточнение и в части расчета средней численности работников, занятых по договорам гражданско-правового характера. Так, если дата заключения договора, предусматривающего конкретный период выполнения работ или оказания услуг, не совпадает с датой их начала, то периодом действия договора ГПХ считается период выполнения указанных задач.

10. Путевой лист-2021

Минтрансом утверждены новые требования к обязательным реквизитам путевых листов и порядок их заполнения. Так, в частности, появился новый обязательный реквизит путевого листа, уточнены формулировки записей о медосмотре водителя, предъявляются новые требования к сведениям о выезде и возвращении транспортного средства.

Также с 01 января 2021 года до 01 января 2027 года будут действовать новые правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Предусмотрена новая форма транспортной накладной и других перевозочных документов.

11. Новшества в проведении закупок, важные для бухгалтера

ПАО «Ростелеком» определено единственным исполнителем осуществляемых Минкомсвязью России в 2021 году закупок ряда услуг для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего и среднего профессионального образования; избирательных комиссий субъектов РФ и территориальных избирательных комиссий.

Это касается услуг по предоставлению с использованием единой сети передачи данных доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети Интернет; передаче данных при осуществлении доступа к информационным системам и к сети Интернет; защите данных, обрабатываемых и передаваемых при осуществлении доступа к информационным системам и к сети Интернет; обеспечению ограничения доступа к информации, распространение которой в России запрещено, и к информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, содержащейся в сети Интернет; мониторингу и обеспечению безопасности связи при предоставлении доступа к информационным системам и к сети Интернет.

Контракты на оказание таких услуг заключаются на срок до 31 декабря 2021 года.

12. Новый МРОТ и новые правила его расчета

С 01 января 2021 года МРОТ составляет 12 792 руб. Установлены также новые требования к порядку определения МРОТ.