Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 22.03.2023 по делу № А33-8105/2022

Постановление Первого ААС от 12.04.2023 по делу № А11-1840/2022

Распоряжением вышестоящего органа учреждению было передано в оперативное управление здание, которое являлось объектом культурного наследия, но, посчитав данное имущество ненужным, учреждение обратилось в Росимущество с просьбой изъять у него вышеуказанное здание, обосновав тем, что:

- у учреждения нет потребности в таком имуществе (так как оно находилось в состоянии, требующем проведения работ по его сохранению);

- субсидий на реконструкцию и сохранение объекта культурного наследия учредитель не выделял.

Но собственник имущества отказался забирать имущество, сославшись на то, что имущество может быть принято только с последующим закреплением его за другим учреждением, но желающих принять спорный объект нет. Суд кассационной инстанции признал действия органа по управлению имуществом незаконными, обосновав свою позицию тем, что:

- спорный объект имущества не используется по назначению в соответствии с целями деятельности учреждения, и по закону учреждение имеет право отказаться от него;

- изъятие у федеральных государственных учреждений излишнего, не используемого или используемого не по назначению имущества – прямое полномочие Росимущества.

На основании вышеизложенного суд обязал орган управления имуществом принять объект в казну.

Росимущество не приняло объекты в казну, сославшись на то, что решает вопрос о передаче объекта другим организациям. Но время шло, а вопрос так и не решался. Учреждение обратилось в суд с иском, в котором просило Росимущество забрать недвижимое имущество и земельный участок, который был передан ему в оперативное управление, в связи с тем, что в нем не было надобности.

Исковые требования учреждения были удовлетворены, и суд пояснил:

- отказ от оперативного управления имуществом и права бессрочного пользования земельным участком никак не связан с наличием или отсутствием возможности передачи имущества другому лицу (бездействие Росимущества нарушает права и законные интересы учреждения, поскольку учреждение продолжает нести бремя содержания спорного имущества, в том числе по уплате налогов, коммунальных платежей).

Суд разъяснил следующее:

- учреждение вправе отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, по причине неиспользования в соответствии с его целями деятельности;

- если у учреждения отсутствует необходимость в использовании имущества, для отказа от права оперативного управления объектами недвижимости согласия собственника не требуется;

- собственник обязан принять имущество, если у учреждения отсутствует необходимость в его использовании;

- собственник не вправе отказать в принятии в казну имущества, не используемого учреждением, по причине отсутствия других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления.