Алгоритм проведения закупки компьютерного оборудования конкурентными способами определения поставщиков по Закону № 44-ФЗ
- 18.12.2023

1. Выбор способа закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, путем проведения аукционов.
Оборудование компьютерное, электронное и оптическое согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) отнесено к коду 26, который включен в указанный Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукционы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р).
Таким образом, Заказчик, осуществляющий закупку, должен выбрать между двумя конкурентными способами – открытым аукционом в электронной форме и запросом котировок в электронной форме. Проведение открытого конкурса в электронной форме недопустимо.
Вместе с тем Заказчик не должен забывать, что для проведения запроса котировок начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) не должна превышать 10 млн руб. (п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Другое ограничение для проведения запроса котировок, касающееся запрета на превышение 20 процентов совокупного годового объема закупок заказчика или 100 млн руб. в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее 500 млн руб., не действует вплоть до 31.12.2026 (ч. 75 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
2. Внесение изменений в план-график.
Внесение изменений в план-график (добавление соответствующих сведений о закупке компьютерного оборудования) может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки (ч. 9 ст. 16 Закона № 44-ФЗ).
В план-график вносится информация, предусмотренная ч. 2 ст. 16 Закона № 44-ФЗ и п. 16 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, об особенностях включения информации в такие планы-графики и планирования закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, а также о требованиях к форме планов-графиков закупок (утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2019 г. № 1279), в том числе информация об объеме финансового обеспечения закупки, а также информация об определенном Заказчиком ОКПД-2.
При этом не следует забывать, что Закон № 44-ФЗ допускает размещение нескольких извещений из одной позиции плана-графика. Поэтому Заказчик, при необходимости, может сразу запланировать проведение нескольких закупок компьютерной техники в течение периода планирования.
При этом Заказчикам, для которых установлены нормативные затраты на обеспечение функций, а также нормативы количества и цены товаров, работ, услуг, необходимо следить, чтобы планируемые затраты на закупку компьютерного оборудования не превышали установленных нормативов. В случае превышения установленных нормативов Заказчикам необходимо внести изменения в соответствующие правовые акты.
Заказчикам же, для которых утвержден ведомственный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых устанавливаются потребительские свойства (в том числе характеристики качества), необходимо проверить, не превышают ли характеристики оборудования из позиции КТРУ требования к потребительским свойствам (в том числе качеству), утвержденные для данного заказчика, и в случае необходимости также внести соответствующие изменения.
3. Обоснование НМЦК.
Частью 25 ст. 22 Закона № 44-ФЗ для целей выполнения заказчиком минимальной доли закупок Правительство Российской Федерации устанавливает особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик российских товаров, в том числе содержащихся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Минимальная обязательная доля закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, утверждена постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2020 г. № 2014 (далее – постановление № 2014).
Если соответствующий код закупаемого товара указан в постановлении № 2014, то заказчиком должен применяться приоритетный метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) с учетом определенных особенностей, установленных постановлением № 2014.
В частности, заказчик направляет предусмотренный ч. 5 ст. 22 Закона № 44-ФЗ запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (далее – ГИСП). При наличии в ГИСП информации о менее чем 3 субъектах заказчик направляет запрос об информации о цене товара также поставщикам, которые осуществляют поставки происходящих из государств – членов ЕАЭС товаров, идентичных товарам, планируемым к закупкам (при их отсутствии – однородных товаров), и информация о которых и о поставленных ими товарах содержится на официальном сайте ЕИС в сети Интернет в реестре контрактов.
Если же данные меры не принесли желаемого результата, то заказчик определяет НМЦК в соответствии с положениями ст. 22 Закона № 44-ФЗ. При этом целесообразно использовать ценовую информацию о товарах, страной происхождения которых является государство – член ЕАЭС, и функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики (при наличии) которых включены в КТРУ (см. письмо Минфина России от 01 августа 2023 г. № 24-06-06/71841).
4. Формирование извещения о закупке.
Как было отмечено выше, формирование извещения о проведении закупки компьютерной техники осуществляется не ранее чем через один день после добавления соответствующей информации о закупке в план-график заказчика. Извещение о закупке должно соответствовать требованиям ст. 42 Закона № 44-ФЗ.
В извещении заказчик обязан установить единые требования к участникам закупки, предусмотренные ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а также вправе (в соответствии с ч. 1.1. ст. 31 Закона № 44-ФЗ) установить требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Дополнительные требования к участникам закупки, установленные постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 2571, не применяются. Однако в случае, если НМЦК составляет 20 млн руб. и более, Заказчик устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в извещение включается информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ.
Речь может идти о запретах на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, установленных постановлением Правительства от 30.04.2023 № 616, и запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, установленного постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236, ограничениях, устанавливающих ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства от 30.04.2020 № 617 и постановлением Правительства от 10.07.2019 № 878, а также об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства (приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н).
Рассмотрим положения каждого из указанных правовых актов в разрезе проведения закупки компьютерной техники
Применение постановления Правительства от 30.04.2023 № 616.
В связи с изменениями, внесенными в данное постановление постановлением Правительства РФ от 27 марта 2023 г. № 486, на сегодняшний день под запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, подпадет только три вида товара группы иностранных государств, утвержденных приказом Минфина России от 04.06.2018 из класса «оборудование компьютерное, электронное и оптическое», в частности данный запрет применяется при закупке схем интегральных электронных (код по ОКПД2 – 26.11.3), карт со встроенными интегральными схемами (смарт-карты) (26.12.3) и устройств числового программного управления (26.20.40.150). При этом п. 3 постановления № 616 содержит случаи, когда запрет может не устанавливаться, например, при закупке одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. руб., и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн руб.
Применение постановления Правительства от 16.11.2023 № 1236.
Данное постановление будет применяться в случае приобретения компьютерного оборудования с установленным программным обеспечением (например, встроенной операционной системой).
Запрет устанавливается на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и(или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения. Не устанавливать данный запрет в извещении заказчик вправе в случаях, указанных в п. «а» и «б» п. 2 постановления № 1236.
В случае если запрет не устанавливается, заказчик должен подготовить соответствующее обоснование невозможности применить запрет и прикрепить его к извещению о проведении закупки.
Применение постановления Правительства от 30.04.2020 № 617.
Данным постановлением установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза) (далее – заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, которая содержит предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства – члены Евразийского экономического союза.
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки на участие в конкурентной процедуре номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Применение постановления Правительства от 10.07.2019 № 878.
Пунктом 3 данного постановления установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного п. 3.1 данного постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства – члены Евразийского экономического союза.
При этом важно не забывать, что если в извещении о закупке устанавливается данное ограничение допуска заявок, то Заказчик, в соответствии с п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), указывает в извещении об осуществлении закупки исключительно характеристики, указанные в выбранной позиции КТРУ. Дополнительные характеристики, даже при их надлежащем обосновании, указывать запрещено.
Применение приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н.
Во исполнение приказа Минфина России при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 1 данного приказа, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 2 приказа и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с пп. 1.2 и 1.3 п. 1 данного приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств – членов Евразийского экономического союза.
Случаи неприменения положений данного приказа установлены в п. 2 приказа.
5. Формирование проекта контракта.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом № 44-ФЗ, должно содержать в своем составе электронный документ – «Проект контракта».
Данный документ должен формироваться с учетом положений приказа Министерства промышленности и торговли РФ от 07 апреля 2020 г. № 1152, утверждающего типовой контракт на поставку продукции радиоэлектронной промышленности.
При этом применяться должны только те положения утвержденного типового контракта, которые не противоречат актуальной редакции Закона № 44-ФЗ (см. письмо Минфина России от 14.02.2022 № 24-01-09/10138).
6. Подача заявок.
При проведении открытого аукциона в электронной форме срок подачи заявок участниками закупки составляет не менее 7 дней с даты размещения извещения до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, если НМЦК не превышает 300 млн руб., а при достижении НМЦК данного предела – не менее 15 дней (п. 2 ч. 3 ст. 42 Закона № 44-ФЗ).
При проведении электронного запроса котировок извещение размещается в ЕИС не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
При этом дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке не может приходиться на нерабочий день (п. 21 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ).
7. Рассмотрение заявок и формирование итогового протокола.
Заказчик рассматривает заявки на участие в закупке, а также подводит итоги электронного аукциона не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки (ч. 5 ст. 49 Закона № 44-ФЗ).
При проведении электронного запроса котировок Заказчик также подводит его итоги не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона № 44-ФЗ).
8. Заключение контракта и размещение контракта в реестре контрактов.
Контракт заключается с использованием функционала ЕИС в порядке, определенном ст. 50 (при проведении запроса котировок в электронной форме) и ст. 51 (при проведении открытого аукциона в электронной форме) Закона № 44-ФЗ.
Информация о заключенном контракте подлежит включению в реестр контрактов не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания контракта (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).
Контракты, заключенные по результатам конкурентных процедур, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате (ч. 8 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).
9. Возможность изменения условий контракта.
Изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон в случаях, указанных в ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений ч. 1.3–1.6 ст. 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
10. Приемка и оплата поставленной техники.
Приемка исполнения по контракту, отдельному этапу исполнения контракта согласно п. 1 ч. 13 ст. 34, а также ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии – подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо заказчиком в те же сроки направляется контрагенту в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Кроме того, в соответствии с ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ в случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления контрагентом такого обеспечения в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.
Эксперт правового консалтинга
Категории
- Государственные и муниципальные закупки (Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ)
- ЕИС (единая информационная система в сфере закупок)
- Заключение контракта (договора)
- Запреты и ограничения допуска к закупкам отдельных иностранных товаров, работ, услуг
- Извещение об осуществлении закупки (документация о закупке)
- Изменение, расторжение контракта (договора)
- Компьютер, ЭВМ (компьютерное оборудование)
- Конкурсы в электронной форме
- Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК), цена контракта, начальная сумма цен единиц, формула цены, ориентировочное значение цены контракта
- Оплата и исполнение контракта. Приемка товаров, результатов работ, услуг
- Официальный сайт (СМИ, ГИС, Госуслуги, портал, сетевое издание, соцсети)
- Планирование, нормирование закупок
- Программное обеспечение (неисключительные права на использование программного продукта)
- Требования к участнику закупки
- Электронный аукцион
