1. Выбор способа закупки.

В соответствии с ч. 6 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.

Автомобильное топливо согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) отнесено к коду 19.2, который включен в указанный Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукционы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р).

Таким образом, Заказчик, осуществляющий закупку конкурентным способом, должен выбрать между двумя из них – открытым аукционом в электронной форме и запросом котировок в электронной форме. Проведение открытого конкурса в электронной форме недопустимо.

Вместе с тем Заказчик не должен забывать, что для проведения запроса котировок начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) не должна превышать 10 млн руб. (п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Другое ограничение для проведения запроса котировок, касающееся запрета на превышение 20 процентов совокупного годового объема закупок заказчика или 100 млн руб. в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее 500 млн руб., не действует вплоть до 31.12.2026 (ч. 75 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

2. Внесение изменений в план-график.

Внесение изменений в план-график (добавление соответствующих сведений о закупке автомобильного топлива) может осуществляться не позднее, чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки (ч. 9 ст. 16 Закона № 44-ФЗ).

В план-график вносится информация, предусмотренная ч. 2 ст. 16 Закона № 44-ФЗ и п. 16 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, об особенностях включения информации в такие планы-графики и планирования закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, а также о требованиях к форме планов-графиков закупок (утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2019 г. № 1279), в том числе информация об объеме финансового обеспечения закупки, а также информация об определенном Заказчиком ОКПД-2.

При этом не следует забывать, что Закон № 44-ФЗ допускает размещение нескольких извещений из одной позиции плана-графика. Поэтому Заказчик, при необходимости, может сразу запланировать проведение нескольких закупок автомобильного топлива в течение периода планирования.

При этом Заказчикам, для которых установлены нормативные затраты на обеспечение их функций, а также нормативы количества и цены товаров, работ, услуг, необходимо следить, чтобы планируемые затраты на закупку автомобильного топлива не превышали установленных нормативов. В случае превышения установленных нормативов Заказчикам необходимо внести изменения в соответствующие правовые акты.

3. Обоснование НМЦК.

Для определения НМЦК при закупке автомобильного топлива используется метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

В случае если проводится закупка товара, количество которого невозможно определить, заказчик в силу ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ должен определить начальную цену единицы товара, начальную сумму цен единиц товара, максимальное значение цены контракта, а также обосновать цену единицы товара.

Впрочем, необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. В частности, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Законом № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке).

Такие случаи установлены постановлением Правительства РФ от 13 января 2014 г. № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» (далее – постановление № 19), согласно которому при заключении контракта, в том числе на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин, при заключении контракта указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.

Представляется очевидным, что, чтобы отразить максимальное значение цены в контракте, оно должно быть определено заказчиком еще на стадии подготовки к проведению конкурентной процедуры и, соответственно, установлено в извещении. Отсутствие данной информации в извещении может быть расценено контролирующими органами как нарушение требований законодательства о закупках (см. решения УФАС по Рязанской области от 27.02.2017 № 42-03-3/2017, УФАС по Челябинской области от 06.04.2018 № 194-ж/2018).

4. Формирование извещения о закупке.

Как было отмечено выше, формирование извещения о проведении закупки автомобильного топлива осуществляется не ранее чем через один день после добавления соответствующей информации о закупке в план-график заказчика.

Извещение о закупке должно соответствовать требованиям ст. 42 Закона № 44-ФЗ.

В извещении заказчик обязан установить единые требования к участникам закупки, предусмотренные ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а также вправе (в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ) установить требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Дополнительные требования к участникам закупки, установленные постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 2571, не применяются.

Однако в случае если НМЦК составляет 20 млн руб. и более, Заказчик устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в извещение включается информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем при закупке автомобильного топлива указанные запреты, ограничения и условия допуска не применяются.

Кроме того, при формировании извещения необходимо указать код (коды) позиции Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

Позиции КТРУ при закупке автомобильного топлива являются обязательными для применения.

Вместе с тем согласно п. 5 Правил использования Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона № 44-ФЗ, которые не указаны в позиции КТРУ.

5. Формирование проекта контракта.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом № 44-ФЗ, должно содержать в своем составе электронный документ – «Проект контракта».

Типовой контракт или типовые условия контракта для закупки автомобильного топлива не утверждены.

Вместе с тем, как было указано выше, согласно постановлению № 19 при заключении контракта на поставку топлива указывается формула цены и максимальное значение цены контракта. При этом саму формулу цены контракта ни Закон № 44-ФЗ, ни постановление № 19 не содержат, заказчик вправе ее установить самостоятельно.

Если проводится закупка автомобильного топлива с неопределенным объемом поставки, то при заключении контракта также указывается цена единицы товара, а также контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара.

Кроме того, в контракте необходимо прописать условия о месте поставки товара и способе передачи товара, например, предусмотреть, что заправка автотранспортных средств осуществляется на АЗС поставщика по топливным картам и(или) заборным ведомостям и(или) талонам.

Заказчик также вправе (при этом, конечно, не должно происходить ограничение конкуренции) в проекте контракта указать определенный населенный пункт, в границах которого должны располагаться АЗС поставщика, либо максимально допустимое расстояние от места нахождения заказчика до места нахождения АЗС.

6. Подача заявок.

При проведении открытого аукциона в электронной форме срок подачи заявок участниками закупки составляет не менее 7 дней с даты размещения извещения до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, если НМЦК не превышает 300 млн руб., а при достижении НМЦК данного предела – не менее 15 дней (п. 2 ч. 3 ст. 42 Закона № 44-ФЗ).

При проведении электронного запроса котировок извещение размещается в ЕИС не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

При этом дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке не могут приходиться на нерабочий день (п. 21 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ).

7. Рассмотрение заявок и формирование итогового протокола.

Заказчик рассматривает заявки на участие в закупке, а также подводит итоги электронного аукциона не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки (ч. 5 ст. 49 Закона № 44-ФЗ).

При проведении электронного запроса котировок Заказчик также подводит его итоги не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона № 44-ФЗ).

8. Заключение контракта, включение информации в реестр контрактов.

Контракт заключается с использованием функционала ЕИС в порядке, определенном ст. 50 (при проведении запроса котировок в электронной форме) и ст. 51 (при проведении открытого аукциона в электронной форме) Закона № 44-ФЗ.

С 01.04.2024 заказчик обязан формировать и подписывать контракт в ЕИС в структурированном виде.

Информация о заключенном контракте подлежит включению в реестр контрактов не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания контракта (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Контракты, заключенные по результатам конкурентных процедур, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате (ч. 8 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

9. Возможность изменения условий контракта.

Изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон в случаях, указанных в ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01 января 2025 года, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений ч. 1.3–1.6 ст. 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.