В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 № 55 срок представления сведений, подтверждающих основной вид деятельности организации, истекает 15 апреля 2022 года. Сведения представляются в ФСС в целях определения коэффициента по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, так как тариф взносов на обязательное страхование зависит от того, к какому классу риска относится основной вид деятельности страхователя.
В данной связи в территориальный орган ФСС представляются заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справка, подтверждающая основной вид экономической деятельности, а также копия пояснительной записки к Балансу за 2021 год.
Документы могут быть представлены в электронном виде через портал государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru/) или через Личный кабинет страхователя (http://lk.fss.ru/).
Также Фондом реализована возможность подтверждения основного вида экономической деятельности через специальный Шлюз Фонда, информация о котором размещена на официальном сайте ФСС.
По состоянию на 2022 год действует 32 страховых тарифа (от 0,2 % до 8,5 % к сумме выплат иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров).
В случае если организация не подтвердит основной вид деятельности, то ФСС установит тариф по имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду деятельности, который будет определен по кодам ОКВЭД, содержащимся в выписке из ЕГРЮЛ.
Стоит отметить, что такое решение ФСС может быть отменено в судебном порядке (постановление АС Центрального округа от 24.02.2022 № Ф10-6887/21 по делу № А83-17756/2020, постановления АС Московского округа от 28.02.2022 № Ф05-819/22 по делу № А40-127336/2021 и от 25.02.2022 № Ф05-793/22 по делу № А40-150444/2021).
В частности, суды указывают, что страховые взносы должны иметь экономическое обоснование. Виды деятельности, указанные в ЕГРЮЛ, не могут рассматриваться как экономическое обоснование установления тарифов без учета реально осуществляемой деятельности. Также стоит отметить, что ВС РФ пришел к мнению о том, что установление повышенного тарифа не является санкцией, а лишь обеспечивает права работников на страховое обеспечение в том случае, если работодатель не подтвердит основной вид деятельности. В данной связи ФСС должен производить корректировку тарифа, даже если документы страхователем представлены несвоевременно и тариф уже был установлен.