Сегодня предлагается обобщить основные нововведения апреля, которые необходимо учитывать бухгалтерам, экономистам и аудиторам при дальнейшем осуществлении своих функций.

В частности, с 01 мая 2022 года Перечень кодов, применяемых в реквизите 20 «Назначение платежа...», дополнен кодом «4», который применяется при единовременных выплатах, на которые в соответствии с нормами Закона об исполнительном производстве не может быть обращено взыскание, а также кодом «5», который используется при осуществлении единовременных выплат, на которые согласно Закону об исполнительном производстве ограничения по обращению взыскания не применяются.

Далее необходимо обратить внимание, что Минфином и Казначейством подготовлены разъяснения по вопросам использования дополнительных критериев по раскрытию информации при составлении и представлении федеральными органами и учреждениями в текущем году месячной и квартальной бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Также Минфин и Казначейство определили порядок исправления ошибок, выявленных при составлении консолидированной бюджетной и бухгалтерской отчетности за 2021 год, представляемой главными администраторами средств федерального бюджета. Обратим внимание, что выявление ошибок, существенно влияющих на отдельные показатели годовой отчетности об исполнении федерального бюджета, может послужить основанием для признания такой отчетности недостоверной.

Помимо этого, Минфин подготовил разъяснения по вопросу об указании в годовой отчетности нулевой суммы резерва на оплату отпусков. Там же приведены рекомендации по вопросам проведения камеральной проверки органами-учредителями отчетности подведомственных учреждений по показателям резерва.

Изменения коснулись и Таблицы соответствия подразделов и КВР, которая применяется при составлении и исполнении региональных бюджетов, начиная с бюджетов на 2022 год и плановый период. В частности, в Таблицу были внесены две новые увязки.

Также внесены изменения в Таблицу соответствия КВР и КОСГУ. Таблица дополнена новыми увязками, а также скорректированы ранее действующие.

Утратили силу Перечни КБК, утвержденные приказом Минфина России от 08.06.2020 № 99н. Эти Перечни применялись при составлении и исполнении бюджетов на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

При составлении и исполнении бюджетов всех уровней на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов необходимо руководствоваться Перечнями КБК, утвержденными приказом Минфина России от 08.06.2021 № 75н.

Также необходимо отметить, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта теперь составляет 7 рабочих дней.

Срок оплаты контрактов составляет 10 рабочих дней, если оформление документа о приемке с использованием ЕИС не является обязательным или если расчеты по таким контрактам (в т. ч. по выплате аванса) подлежат казначейскому сопровождению.

Также стоит отметить, что казначейские органы не будут проводить мероприятия внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля до конца 2022 года.

При этом в соответствии с приказом Минфина России от 01 марта 2022 г. № 27н отсутствие в течение 60 календарных дней фискальных данных в виде фискальных документов в автоматизированной информационной системе налоговых органов при наличии зарегистрированной ККТ признается индикатором риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, отсутствие в течение 60 календарных дней соответствующих сведений само по себе не является нарушением, однако с высокой степенью вероятности свидетельствует о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, что является одним из оснований для проведения налоговой проверки.

Кроме того, письмом ФНС России от 15.04.2022 № ЕА-4-15/4674@ доведены разъяснения по вопросам переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовые при привлечении к работе самозанятых физических лиц.

Помимо всего прочего, Минфин России подготовил проект приказа о внесении изменений в приказ от 15.04.2021 № 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению».

В частности, предложено ввести в электронный оборот шесть новых электронных форм первичных документов (акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0510448), накладную на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0510450), требование-накладную (ф. 0510451), акт приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452), извещение о трансферте, передаваемом с условием (ф. 0510453), а также заявку-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо (ф. 0510521)).

Кроме приведенных выше форм первичных учетных документов Минфин разработал два новых бухгалтерских регистра (карточка капитальных вложений (ф. 0509211), а также карточка учета права пользования нефинансовым активом (ф. 0509214)).

ФСС подготовил проект приказа, согласно которому предлагается утвердить форму заявления, которая будет применяться для возмещения расходов работодателя на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, а также форму решения об отказе в возмещении указанных расходов.

Кроме того, проект ФСС содержит порядок и условия направления в адрес работодателя решения об отказе в возмещении расходов.

Разработка проекта обусловлена применением с 2022 года новых Правил возмещения ФСС расходов работодателя на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 № 1320.

Также необходимо отметить, что были внесены корректировки в Перечень форм обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, применяемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

Также необходимо обратить внимание на положения, регламентированные постановлением Правительства РФ от 21.04.2022 № 719. В частности, размеры окладов военнослужащих будут увеличены на 4 %. Данное положение применяется с 01.10.2022 и распространяется на лиц, проходящих срочную службу, и лиц, проходящих военную службу по контракту, а также лиц, проходящих службу в войсках Росгвардии и имеющих специальные звания полиции, сотрудников ОВД, учреждений и органов УИС, органов принудительного исполнения, государственной противопожарной службы, таможенных органов и лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи.

В свою очередь, ЦБ РФ проинформировал о снижении ключевой ставки до 14 % годовых. Ключевая ставка 14 % годовых начала применяться с 04 мая 2022 года.

Стоит упомянуть, что ключевая ставка ЦБ РФ оказывает влияние на расчет пеней по налогам, сборам, взносам, компенсации за задержку зарплаты и других выплат, причитающихся работнику, процентов за пользование чужими денежными средствами и т. д.