Министерство просвещения России представило Разъяснения по предоставлению педагогическим работникам, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков (ежегодных основных оплачиваемых отпусков) и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, учету рабочего времени и оплате труда по наиболее часто встречающимся вопросам и направляет их для учета и использования в работе.

 

Отвечая на вопрос об учете нерабочих дней и заработной платы за них при расчете среднего заработка, Минпросвещения сообщает, что периоды времени с 30 марта по 30 апреля 2020 года и с 06 по 08 мая 2020 года, объявленные Президентом РФ нерабочими днями, имеют особый статус и не относятся к случаям освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты, в соответствии с п. 5 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. За работником за эти нерабочие дни (а не за дни, когда работник освобождался от работы) сохраняется не средний заработок, который подлежит исключению из подсчета, а заработная плата, которую бы работник получил, если бы отработал эти дни полностью, т. е. со всеми причитающимися выплатами.

Что касается вопроса о сохранении за работниками премий, в Минпросвещения сообщили, что за нерабочие дни работники должны получить заработную плату, предусмотренную трудовым договором. Размер оплаты должен соответствовать той его величине, которую работник получил, если бы отработал эти дни полностью, с надбавками и премиями.

Отмечается также, что перевод педагогических и иных работников образовательных организаций на дистанционную форму работы в условиях распространения коронавирусной инфекции не является для работодателей основанием для изменения условий оплаты труда, установленных при тарификации.

По вопросу продолжительности рабочего времени учителей отмечается, что на учителей не распространяется норма о 36-часовой продолжительности рабочей недели. Рабочее время учителя состоит из нормируемой его части в виде фактического объема учебной нагрузки и части рабочего времени по выполнению иных видов работ, входящих в должностные обязанности учителей согласно квалификационной характеристике, которое по времени не конкретизировано, а также дополнительной работы за дополнительную оплату, выполнение которой по времени также не конкретизировано. При этом отмечается, что требование руководителя образовательной организации о ежедневном нахождении в ней учителя в часы, свободные от выполнения обязанностей, пусть и в пределах 36 часов в неделю, является неправомерным.

Ведомством также даны рекомендации по вопросам предоставления отпуска. Отмечается, что в отношении работников, которые до окончания учебного года не отработали шести месяцев в данной организации, работодатель не вправе исчислять отпуск пропорционально проработанному времени, как это предусматривалось для педагогических работников до 01 февраля 2002 года, до введения в действие ТК РФ, поскольку у работника возникает право на весь отпуск, а не на его часть. Предоставление работодателем отпуска неполной продолжительности возможно лишь в случаях, когда об этом просит сам работник.