Реалии современной жизни и последних событий диктуют новые правила и вызывают необходимость быстрого реагирования на изменяющиеся экономические «рельсы». Этот вопрос не обошел стороной и реформу контрольно-надзорной деятельности. Так, постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 утверждены особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Вот основные позиции:
1. В 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, за исключением проверок в сфере:
а) федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска:
- дошкольное и начальное общее образование;
- основное общее и среднее (полное) общее образование;
- деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;
- деятельность детских лагерей на время каникул;
- деятельность по организации общественного питания детей;
- родильные дома, перинатальные центры;
- социальные услуги с обеспечением проживания;
- деятельность по водоподготовке и водоснабжению;
б) федерального государственного пожарного надзора в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска:
- дошкольное и начальное общее образование;
- основное общее и среднее (полное) общее образование;
- деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;
- деятельность детских лагерей на время каникул;
- родильные дома, перинатальные центры;
- социальные услуги с обеспечением проживания;
в) федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов, отнесенных ко II классу опасности;
г) федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в отношении деятельности по содержанию, разведению и убою свиней.
Контрольным органам предоставлено право выбора: вместо плановой проверки они могут осуществить профилактический визит, от которого контролируемое лицо в свою очередь отказаться права не имеет.
2. В 2022 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям:
- при условии согласования с органами прокуратуры;
- при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
- по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
- при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства;
- по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
- при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и(или) техногенного характера;
- по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и(или) техногенного характера;
- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и(или) техногенного характера.
Проведению внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и(или) техногенного характера должна предшествовать оценка исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.
Без согласования с органами прокуратуры могут быть проведены проверки только:
1) по поручению Президента Российской Федерации;
2) по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;
3) по поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
4) по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия);
6) при представлении контролируемым лицом документов и(или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
7) если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверок на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса являются факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и(или) техногенного характера, контрольный орган вправе приступить к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, проверки незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки.
В случае если дата контрольных (надзорных) мероприятий, проверок приходится на даты после 10 марта 2022 года и не допускается в соответствии с приведенными в постановлении Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 основаниями, контрольным (надзорным) органом, органом контроля принимается единое решение об их отмене в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления. Затем сведения о завершении таких контрольных (надзорных) мероприятий, проверок по причине их отмены вносятся в срок не более 10 дней со дня вступления в силу настоящего постановления контрольным (надзорным) органом, органом контроля в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок. Издание дополнительных приказов, решений контрольным (надзорным) органом, органом контроля не требуется.
В ряде регионов издание постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 вызвало волну принятия решений о внесении изменений в действующие нормативные правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля. Вместе с тем, эта позиция неверная, и основной посыл федеральной власти направлен на снижение административной нагрузки на подконтрольных лиц, с этой целью и указано на необходимость принятия решений контрольными органами об отмене запланированных контрольных мероприятий и размещения их в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, Едином реестре проверок.