В первом чтении Госдумой принят проект федерального конституционного закона № 1024643-7 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации».

Напомним, указанный законопроект является одним из восьми внесенных Президентом РФ законопроектов, разработанных во исполнение поправок к Конституции РФ, вступивших в силу в июле текущего года.

Законопроектом предусмотрено приведение в соответствие с обновленными нормами Конституции РФ порядка формирования и полномочий Конституционного суда РФ: положения о численности судей, проверки конституционности законопроектов, конституционности законов субъектов РФ до их обнародования главой региона, разрешения вопроса о возможности исполнения решений международных (иностранных) судов, арбитражей и т. д.

Другие положения законопроекта уточняют нормы, касающиеся порядка конституционного судопроизводства и иных вопросов.

Так, уточнен перечень лиц, которые могут обратиться с такой жалобой: граждане и юрлица, а также в их интересах – уполномоченные по правам человека, иные органы и должностные лица, общероссийские организации, которые в соответствии с федеральным законом могут представлять их интересы.

Объектами проверки могут быть:

- ФКЗ или ФЗ;

- нормативные акты президента, правительства, Совета Федерации, Госдумы;

- региональные нормативные акты, которые изданы по вопросам ведения РФ, а также совместному ведению РФ и региона.

Предусмотрено новое условие допустимости жалобы на нарушение конституционных прав и свобод – исчерпание всех других внутригосударственных средств судебной защиты. Речь идет о подаче кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или надзорной жалобы, если вступивший в силу судебный акт можно оспорить только в суде надзорной инстанции. При этом кассационное или надзорное обжалование решения, в рамках которого применили нарушающий права и свободы нормативный акт, стало для заявителя безуспешным. Конституционный суд РФ также сможет признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными, если судебная практика показывает, что нормативный акт применяется только так, как это сделали в конкретном деле. Речь идет о практике самого высшего по определенной категории дел суда. То же относится к официальному толкованию нормативного акта, которое дано в разъяснениях судебной практики.

В новой редакции изложена глава закона о порядке рассмотрения дел о конституционности нормативных актов по запросам судов.

Предусматриваются дополнительные механизмы защиты прав граждан. Так, если пересмотр дела после того, как, например, отдельные положения нормативного акта признаны нарушающими Конституцию, не приведет к восстановлению прав, Конституционный суд РФ в своем постановлении может указать на необходимость применения к такому заявителю или лицу компенсаторных механизмов. Ее форму и размер определит суд первой инстанции.

Если Конституционный суд РФ придет к выводу о неконституционности нормы либо о признании ее конституционной, но в истолковании, данном Конституционным судом, то, согласно законопроекту, у Верховного суда РФ будет не более 2 месяцев после опубликования соответствующего постановления Конституционного суда РФ на дачу разъяснений по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства в части, касающейся этих норм.