Согласно письму ФАС РФ от 20.03.2025 №28/25602/25 государственные и муниципальные учреждения, как участники гражданского оборота, имеют право заключать договоры аренды и безвозмездного пользования имуществом, что подтверждается, в частности, стандартом «Аренда». Однако наличие соответствующих показателей в бухгалтерской отчетности может вызвать вопросы у контролирующих органов и рассматриваться как признак нарушений.

Имущество, необходимое автономным и бюджетным учреждениям для выполнения уставных задач, должно быть им предоставлено. Если необходимого имущества нет, учредитель выделяет субсидии на капитальные вложения и(или) другие цели. Даже средства субсидии на выполнение задания могут быть использованы для приобретения особо ценного движимого имущества (ОЦДИ), необходимого для выполнения этого задания. Поэтому заключение договора аренды или ссуды может указывать на то, что учредитель не обеспечил учреждение необходимым имуществом, что ставит под сомнение эффективность использования бюджетных средств.

Неэффективное использование бюджетных средств может проявляться в том, что частный собственник имущества, переданного учреждению в аренду или безвозмездное пользование, освобождается от расходов на его содержание. Эффективным будет решение, основанное на экономически обоснованных расчетах, так как расходы на аренду могут быть сопоставимы с затратами на приобретение имущества. Следовательно, перед заключением договора аренды необходимо провести многофакторный анализ.

Формализованных требований к такому анализу нет, так как потребности учреждений даже в одной отрасли индивидуальны. Обоснование потребности в дополнительном имуществе должно учитывать требования к оказанию услуг и обеспеченность собственными производственными мощностями. Необоснованные расходы на аренду имущества могут свидетельствовать о причинении ущерба учреждению (постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.01.2024 № Ф04-7322/23). В некоторых случаях заключение договоров аренды может быть квалифицировано как злоупотребление должностными полномочиями (приговор Самарского районного суда г. Самары от 05.04.2024 по делу № 1-3/2024).

По мнению ФАС России, заключение договоров ссуды может быть направлено на получение преимуществ хозяйствующими субъектами в виде обеспечения за счет средств учреждений – заказчиков периодических закупок расходных материалов к переданному в безвозмездное пользование оборудованию.