Тема преступлений, совершенных против военной службы, в современных реалиях очень актуальна. И здесь важно правильно применить нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Предлагаем разъяснения Верховного суда РФ, которые им изложены в постановлении Пленума от 18 мая 2023 г. № 11 и 12, относительно практики рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы.
Наряду с этим в Пленуме скорректированы многие из аспектов, изложенные в постановлении от 03.04.2008 № 3, о рассмотрении судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы.
В постановлении Пленума от 18 мая 2023 г. № 11 и 12 акцентировано внимание на четком понимании самой сути преступлений рассматриваемой категории, для чего приведен ряд терминов: военное время, вооруженный конфликт, военные и боевые действия.
Так, период мобилизации (общей и частичной) или военного положения (вводимого на территории РФ или в отдельных ее местностях) начинается с даты и времени начала действия мобилизации (военного положения), которые устанавливаются Указом Президента РФ об объявлении мобилизации (о введении военного положения), и заканчиваются датой и временем отмены (прекращения действия) мобилизации (военного положения).
Военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, являются в том числе граждане, призванные на военную службу по мобилизации, на которых в установленном порядке распространен статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Субъектами преступлений, предусмотренных статьями гл. 33 УК РФ, будут являться граждане, пребывающие в запасе и заключившие контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве, а также граждане, пребывающие в запасе и не входящие в состав резерва, но только при условии совершения ими преступлений в период прохождения ими военных сборов (п. 6 постановления).
Наряду с военнослужащими, которые непосредственно являются субъектами преступлений, уголовному преследованию могут быть подвергнуты и гражданские лица, в случае, если они принимали участие в совершении преступлений, предусмотренных соответствующими статьями гл. 33 УК РФ (п. 8 постановления).
В пункте 9 постановления Пленума ВС РФ указано, что уклонение от исполнения возложенных на военнослужащих обязанностей будет рассматриваться в качестве преступления, даже несмотря на обстоятельства крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) и угрозы их жизни, если речь идет о периодах:
- мобилизации или военного положения;
- военного времени;
- вооруженного конфликта или ведения военных либо боевых действий;
- привлечения для ликвидации последствий стихийных бедствий и при других чрезвычайных обстоятельствах.
Согласно п. 14 постановления под отказом от участия в военных или боевых действиях понимаются:
- отказ использовать оружие во время боя;
- самовольное оставление во время боя поля сражения или боевых позиций (боевых порядков) (п. 14 постановления).
А вот сдача в плен будет образовывать состав преступления только в том случае, если она была добровольной (совершена сознательно при наличии возможности оказывать решительное сопротивление противнику и избежать захвата в плен). Если военнослужащий в соответствии со своим физическим состоянием не мог оказать сопротивления при захвате его в плен, то состав преступления в этом случае будет отсутствовать.
Квалификация преступления по ст. 352.1 УК РФ будет производиться только в том случае, если добровольная сдача в плен не подпадает под признаки преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ (государственная измена).
Наряду с приведенными моментами Верховный суд РФ разъяснил:
- признаки заведомо незаконного приказа начальника;
- разницу между самовольным оставлением места службы и дезертирством;
- признаки, по которым следует квалифицировать неисполнение одного и того же приказа, отданного неоднократно, и др.
Значительную часть Пленума занимают разъяснения, посвященные изменениям в Закон о воинской обязанности и военной службе.
Поэтому следует обращать внимание на квалификацию преступления, предусмотренного ст. 328 УК РФ, – уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.
В связи с планируемым поэтапным повышением призывного возраста обновленная редакция п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 2008 года больше не содержит указание на диапазон возраста граждан, подлежащих призыву на военную службу, – 18–27 лет.
В связи с принятием отдельного постановления о практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы разъяснения, которые ранее приводились по этим вопросам в постановлении Пленума ВС РФ от 2008 года, исключены.
Помимо приведенных аспектов, Пленум содержит и иные важные моменты квалификации действий в рассматриваемой сфере правоотношений.