Почти под куранты, наступающего 2021 года, вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Основной массив изменений коснулся Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которые автоматически предусматривают объемную корректировку действующих административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг.

На что следует обратить внимание:

1) перечень действий Регламента, предусматривающий запрет требовать от заявителя определенных документов и действий (ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ) дополнен п. 5 следующего содержания: «запрещается требовать от заявителя представления на бумажном носителе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с п. 7.2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», за исключением случаев, если нанесение отметок на такие документы либо их изъятие является необходимым условием предоставления государственной или муниципальной услуги, и иных случаев, установленных федеральными законами».

Соответственно, действующие Регламенты необходимо приводить в соответствие в указанной части, то есть дополнять;

2) внесены изменения в ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 120-ФЗ, а именно: сокращен перечень документов, которые имеет право требовать орган, предоставляющий муниципальную услугу. Так, из ч. 6 ст. 7 исключены п.п. 5, 6 и 10:

- п. 5. Документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида;

- п. 6. Документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида;

- п. 10. Справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения.

Если действующие Регламенты предусматривают указание на предоставление заявителями перечисленных документов, их необходимо исключить;

3) предусмотрено дополнение Регламентов в части предоставления возможности предоставления услуг в проактивном (упреждающем) режиме;

4) изменены требования к структуре административных Регламентов;

5) теперь проекты административных Регламентов размещать в сети Интернет не нужно;

6) изменились требования, предусматривающие порядок разработки проектов административных Регламентов.

Частью 5 ст. 4 Закона № 509-ФЗ предусмотрено, что административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления подлежат приведению в соответствие с требованиями Закона № 210-ФЗ (в редакции Закона № 509-ФЗ) поэтапно, в срок до 01 января 2024 года в соответствии с планом-графиком, утверждаемым на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на основании предложений органов местного самоуправления, расположенных на территории соответствующего субъекта.

В целях реализации положений указанного закона ряд регионов Российской Федерации направил в адрес органов местного самоуправления соответствующих территорий письма о создании рабочих групп по вопросам нормотворческой деятельности для разработки предложений в планы-графики.