В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету бюджетных и автономных учреждений суммы задолженности по компенсации расходов отражаются:
- по дебету счета 209 34 «Расчеты по компенсации затрат»;
- по кредиту счета 401 10 134 «Доходы от компенсации затрат».
Напомним, что ранее каких-либо ограничений по КФО, в рамках которых могли отражаться расчеты с использованием счета 209 30, не имелось. Однако отражение таких показателей в отчетных формах, сформированных по КФО, производилось на основании устоявшегося порядка.
До 2021 года начисление доходов по счету 401 10 134 с указанием КФО 5 или 6 было запрещено Инструкцией № 33н – в графе 4 «Деятельность с целевыми средствами» Отчета (ф. 0503721) строка 040 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат», предназначенная для отражения доходов по статье 130 КОСГУ, просто не могла быть заполнена.
В 2021 году порядок формирования отчетности был уточнен по следующим позициям:
1. Начиная с отчетности за 2021 год при составлении Отчета (ф. 0503721) разрешено отражать доходы от компенсации затрат по деятельности с целевыми средствами. Снимая запрет на отражение доходов по КФО 5 и 6 на счете 401 10 13Х, указывается на признание доходов от компенсации затрат не только в рамках приносящей доход деятельности, но и в рамках иных источников финобеспечения деятельности (изменения в Инструкцию № 33н).
2. Изменения контрольных соотношений в части субсидии на задание. В системном письме по годовой отчетности-2021 был сделан акцент на отражение возмещений ранее произведенных расходов именно по тому КФО, в рамках которого компенсируемые расходы были произведены. Обращено внимание на допустимые расхождения между показателями Отчета (ф. 0503127) органа-учредителя и Отчета (ф. 0503737) учреждения в части перечисленной субсидии на задание в случае включения учреждением по АнКВД 130 (которые увязываются с подстатьями статьи 130 КОСГУ) в рамках КФО 4 иных поступлений, кроме средств субсидии на задание. Отклонения возможны на суммы средств, поступивших учреждению в порядке компенсации (возмещения) ранее произведенных расходов.
Отсюда приходим к выводу, что компенсация ранее произведенных расходов (возмещение затрат) отражается по тому КФО, за счет средств которого были осуществлены подлежащие возмещению расходы.
Ситуация по приведенным уточнениям двоякая.
С одной стороны – работа бухгалтера упрощена, а с другой – остается множество вопросов, не урегулированных Инструкцией. Так, при возмещении ранее произведенных расходов за счет целевых субсидий у учреждения возникает необходимость перечислить поступившие средства в доход бюджета. Операции с целевыми субсидиями влияют на учет и отчетность не только учреждения – получателя субсидии, но и учредителя, предоставившего средства. Соответственно, двум сторонам расчетов необходимо обеспечить синхронность отражения в учете операций с целевыми средствами и сопоставимость таких показателей в отчетности.