Президиумом Верховного суда РФ 13 декабря 2023 года утвержден Обзор практики применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды.

Верховный суд РФ выработал свои правовые позиции, основанные на изучении и обобщении судебной практики.

Вот основные моменты, на которые необходимо обратить внимание:

- налогоплательщику, который не знал и не должен был знать о нарушениях, совершенных другими участниками налогового оборота, не могут достаться «в награду» неблагоприятные последствия невыполнения налоговой обязанности другими лицами. При оценке должной осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента необходимо учитывать значимость и специфику сделки для самого налогоплательщика, его масштабы и вид деятельности;

- наличие у налогоплательщика счетов-фактур и других первичных учетных документов не является безусловным доказательством его права на вычет НДС и учет расходов, если представленные документы в совокупности не подтверждают реальность хозяйственных операций;

- взаимодействие налогоплательщика с юридическими лицами, фактически не осуществляющими реальной экономической деятельности с целью получения необоснованной налоговой выгоды, может послужить основанием для дополнительного начисления налоговых сумм после налоговой проверки, если такие контрагенты не имели возможности выполнить сделку перед налогоплательщиком;

- право на вычет НДС и учет расходов по налогу на прибыль могут быть реализованы только налогоплательщиком, представившим документы, подтверждающие фактическое исполнение контрагентом сделки, так как обязанность подтверждения указанных прав лежит на налогоплательщике;

- если в ходе проверки налогоплательщика установлено лицо, фактически осуществившее поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, учет расходов и вычетов НДС осуществляется исходя из реальных параметров исполнения, отраженных в финансово-хозяйственных документах данного лица по данной сделке;

- при определении квалификации модели хозяйственной деятельности следует оценивать, была ли она создана с целью неправомерного применения специальных налоговых режимов;

- суммы налогов, уплаченные участниками группы в отношении незаконно распределенного дохода, учитываются при определении общей налоговой обязанности налогоплательщика – организатора группы;

- при искусственном фрагментировании одной деятельности между несколькими налогоплательщиками, которые получают выгоду от применения специального налогового режима, недоимка НДС определяется путем разделения суммы налога от общей суммы выручки всех участников группы.