1. Изменения в Бюджетный кодекс РФ предусматривают введение механизма казначейского сопровождения. С 01 января 2022 года на казначейское обеспечение обязательств по ведению бухучета смогут рассчитывать региональные органы власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения.
2. Изменения в Налоговый кодекс РФ: учреждения культуры получат налоговые льготы, СМП получат очередной пакет «поддержки».
3. Изменения в Закон № 44-ФЗ: с 01 января 2022 года закупки у СМП и социально ориентированных НКО должны составлять не менее 25% совокупного годового объема закупок. С указанной даты вводятся ограничения по срокам оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта.
4. Изменения в федеральных стандартах бухучета: с 2023 года учитывать имущество казны необходимо по новому федеральному стандарту «Государственная (муниципальная) казна». Также изменения внесены в Стандарт «Непроизведенные активы», согласно изменениям, внесенным в Инструкцию № 157н. Теперь НПА – это нефинансовые активы, не являющиеся продуктами производства, вещное право на которые закреплено в соответствии с законом (земля, недра и пр.) за учреждением, используемые им в процессе своей деятельности, но и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, сведения о которых внесены в ЕГРН. Изменения также коснулись вопросов признания в учете земельных участков, на которые не разграничена госсобственность и которые внесены в ЕГРН, но ни за кем не закреплены на праве постоянного / бессрочного пользования и не используются.
5. Изменения в сфере бухгалтерской отчетности.
Согласно изменениям, внесенным в Инструкцию № 33н, при формировании годового отчета за 2021 год учреждения должны заполнять обновленную форму Отчета о движении денежных средств (ф. 0503723).
6. Изменения в первичных документах: перечень электронных форм планируется расширить, соответствующий пакет поправок подготовлен Минфином. Наряду с этим запланировано ввести один новый электронный регистр бухучета и 4 новые формы первичной документации.
7. Изменения в планировании деятельности: Порядок № 85н, План ФХД и новые формы ОБАС для федеральных КУ. При планировании бюджетов, формировании бюджетных смет и планов ФХД на 2022 год следует учесть поправки в Порядок № 85н: в части кодов видов расходов изменены названия КВР 113 и 123 и уточнен порядок их применения. По КВР 244 необходимо отражать расходы на обеспечение участия спортсменов в спортивных соревнованиях: расходы на проезд, проживание, питание, организационные взносы, иные расходы, связанные с участием в мероприятиях, осуществляемые через командируемых подотчетных лиц. КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов» – по нему следует отражать расходы на оплату теплоснабжения, включая расходы не только на отопление, но и горячее водоснабжение.
Минфином России запланированы изменения в Требования о составлении и утверждении Плана ФХД. Для федеральных КУ утверждено 197 форм обоснований / расчетов плановых сметных показателей, применяемых начиная с подготовки бюджетной сметы на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов и Методические рекомендации по их заполнению.
8. Изменения статистических отчетов: Росстат утвердил единовременный отчет о расходах за 2021 год по подстатьям 221–226, 341–346 и 349 КОСГУ за счет всех источников финансирования. До 15 апреля 2022 года учреждения должны представить Форму № ТЗВ-бюджет учреждения в органы Росстата. Также утверждены годовые формы по основным фондам № 11 (краткая) и № 11 (сделка), по которым учреждениям предстоит отчитаться за 2021 год.
9. Изменения форм и электронных форматов налоговых документов. Налоговые декларации за 2021 год необходимо будет сдавать по уточненной ФНС форме. С 23 июля применяются новые электронные форматы книги покупок, книги продаж, дополнительных листов к ним, а также журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Скорректированы следующие налоговые документы:
- информация об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов;
- заявление налогоплательщика-организации о предоставлении льготы по транспортному и(или) земельному налогу;
- сообщение о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и(или) земельных участков, подлежащих налогообложению.
ФНС утвердила формы:
- реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по НДС;
- реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по налогу на имущество организаций.
Также утверждены порядки заполнения реестров, их электронные форматы и правила представления в налоговые органы.
10. Изменение формы СЗВ-ТД. ПФР скорректировал форму и порядок заполнения сведений о трудовой деятельности. Представление новой формы СЗВ-ТД с 01 августа 2021 года. С 01 января 2022 года выдача листков нетрудоспособности будет осуществляться только в электронном виде. Для работодателей появился новый сервис электронного взаимодействия с ФСС РФ.
11. Изменение ключевой ставки, которая с 26 июля 2021 года составила 6,5 % годовых и учитывается при расчете:
- пеней по налогам, сборам, взносам;
- компенсации за задержку зарплаты и других выплат, причитающихся работнику;
- процентов за пользование чужими денежными средствами и др.
12. Судебная практика:
12.1. Нюансы расходования денежных средств. Когда будет «нецелевка»?
Средства межбюджетного трансферта – источник для предоставления субсидий учреждениям. Однако стоит помнить, что расходование таких средств – объект проверки ревизоров, поэтому расходование их должно производиться согласно требованиям закона. В рамках одного из дел признали нецелевым расходованием бюджетных средств в размере 2,5 млн руб., которые учреждение получило в виде целевой субсидии из средств МБТ, предоставленного федеральным бюджетом на оснащение медорганизаций, осуществляющих диагностику COVID-19. С учетом того, что медучреждением были нарушены Правила предоставления МБТ, который стал источником для этой субсидии, суд потребовал вернуть «нецелевку».
12.2. Медучреждение для оказания высокотехнологичной медицинской помощи закупило несколько прикроватных мониторов стоимостью более 100 тыс. руб. каждый. По результатам проверки ТФОМС признал эти расходы нецелевыми, так как объем денежных средств на приобретение основных средств не должен превышать 100 тыс. руб. за единицу. Основным моментом было то, что медицинская помощь была высокотехнологичной и, соответственно, суд учел то обстоятельство, что затраты на приобретение этого оборудования не содержат каких-либо ограничений по стоимости за единицу и приобретение его за счет средств ОМС не будет являться незаконным.
12.3. Если ПФР не сообщил об ошибках, допущенных в форме СЗВ-М, возможно ли применить финансовые санкции к организации, направившей эту форму отчета? По одному из дел учреждение «забыло» указать в отчете СЗВ-М сведения о 8 сотрудниках, а ПФР, выявив эти расхождения, взыскал с них финансовые санкции. При этом уведомление ПФР виновнику не направлялось, что и явилось основанием для признания действий Фонда неправомерными в судебном порядке. Согласно выводам суда ПФР лишил страхователя возможности реализовать свое право на уточнение / исправление сведений в отведенный для этого пятидневный срок.
12.4. Выплата матпомощи сотрудникам за счет ОМС – «нецелевка». Так, поликлиника выплатила материальную помощь сотрудникам из средств ОМС (основание – рождение ребенка, смерть родственника, тяжелое финансовое положение) согласно положениям, закрепленным в коллективном договоре учреждения и положении об оплате труда. ТФОМС, а позже и суд посчитали их нецелевым расходованием бюджетных средств. Согласно выводам суда расходы на выплату материальной помощи не являются расходами на заработную плату и не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
12.5. Заключили контракт – должны исполнить обязательства, предусмотренные им, и оплатить его. Один из поставщиков обратился в суд, сетуя на невыполнение казенным учреждением своих обязательств по оплате поставленного товара. Учреждение в свою очередь давило на жалость и ссылалось на отсутствие финансирования. Суды трех инстанций указали, что эти обстоятельства не освобождают от исполнения контракта.