Шарики, гирлянды, хлопушки и прочие радости новогоднего убранства, безусловно, создают праздничную атмосферу. Администрации в преддверии новогодних праздников сталкиваются с вопросом устройства елочного оформления на территории муниципального образования. В одних случаях этот вопрос решается путем установки елки на площади или в другом общественном месте, в других – путем создания новогодней атмосферы во всем городе или поселке. При выборе того или иного варианта необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органы местного самоуправления не вправе принимать решения, которые приводят к ограничению или устранению конкуренции.

Рассмотрим один из примеров нарушения антимонопольного законодательства в сфере новогоднего оформления. В 2022 году администрация одного из муниципальных образований Красноярского края арендовала елочную конструкцию и установила ее на центральной площади города. Арендатором елки являлось муниципальное унитарное предприятие (МУП). По договору аренды, елочная конструкция была изъята из оперативного управления муниципального автономного учреждения (МАУ) и закреплена на праве хозяйственного ведения за МУП. Таким образом, МУП стало собственником елочной конструкции. В соответствии с договором аренды МУП обязалось выполнить работы по монтажу, оформлению, техническому обслуживанию и демонтажу новогодней елки. Однако фактически договор аренды заключался на аренду имущества, находящегося в собственности МУП. При этом в судебном заседании представители администрации так и не смогли пояснить цель передачи специально приобретенного для целей деятельности МАУ имущества МУП, действующему на конкурентном рынке. Действия администрации были признаны незаконными, в них усмотрели нарушения антимонопольного законодательства (решение Арбитражного суда Красноярского края от 23.08.2022 по делу № А33-10955/2022). Арбитражный суд Красноярского края указал, что передача елочной конструкции МУП не имела экономической обоснованности. В частности, МУП не имеет потребности в использовании елки, исходя из своей уставной деятельности.