В главе 58 ТК РФ регламентировано право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их должностными лицами трудового законодательства.
Однако на практике зачастую возникают ситуации воспрепятствования осуществлению профсоюзного контроля. При этом действующая редакция КоАП РФ не предусматривает каких-либо мер реагирования в связи с данным обстоятельством.
В данной связи Минтруд России разработал законопроект о внесении изменений в КоАП РФ (ID проекта: 02/04/03-22/00126159). В частности, предлагается предусмотреть меры административной ответственности в отношении работодателей при совершении ими действий, направленных на воспрепятствование осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением ими и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также выполнением условий коллективных договоров, соглашений.
Данное правонарушение предусматривает применение мер административной ответственности в виде штрафа.
Кроме того, Минтруд России подготовил законопроект о внесении изменений в ТК РФ (ID проекта: 02/04/03-22/00126156). Изменения обусловлены необходимостью устранить правовой пробел законодательства. Речь идет о том, что профсоюзный инспектор наделен полномочиями на посещение проверяемой организации, в то время как обязанность работодателя по их допуску отсутствует.
В данной связи ТК РФ предлагается дополнить нормой права, определяющей обязанность работодателя по обеспечению профсоюзному инспектору беспрепятственного допуска к проверяемой организации.
Помимо этого, по мнению Минфина России, в ст. 51 ТК РФ необходимо указать, что контроль за выполнением работодателем условий отраслевых соглашений осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (то есть речь идет об отсылке к Закону № 248-ФЗ).