Конституционному суду РФ пришлось разбираться в вопросах соответствия Конституции положениям ст. 158 УК РФ. Основанием для этого послужил запрос суда, рассматривающего уголовное дело по обвинению военнослужащего в совершении кражи. Согласно обстоятельствам дела подсудимый, предоставив поддельное удостоверение мастера спорта, на протяжении длительного времени получал повышенные надбавки к должностному окладу. Именно эти «незаконные» надбавки и вошли в сумму причиненного крупного ущерба. А как быть с налогами, суды разобраться не могли. Дело в том, что возник вопрос о законности включения в сумму похищенных денежных средств НДФЛ, удержанного и перечисленного в бюджет расчетным центром Минобороны России, действовавшим в качестве налогового агента.
Постановлением Конституционного суда РФ от 08 декабря 2022 г. № 53-П оспариваемое положение допускает оба варианта толкования:
- возможность отнесения удержанной суммы НДФЛ к предмету хищения;
- невозможность отнесения удержанной суммы НДФЛ к предмету хищения.
Обосновывая такую правовую позицию, Конституционный суд указал, что, с одной стороны, сумма НДФЛ напрямую подсудимому не поступила, то есть не вошла в сумму похищенного им имущества. С другой стороны, НДФЛ с суммы похищенного потерпевший в лице Минобороны России перечислил по принадлежности, соответственно, эта сумма должна войти в сумму ущерба.
Согласно выводу Конституционного суда РФ на законодателя возложена обязанность по устранению выявленной правовой неопределенности и до принятия поправок сумма НДФЛ, удержанная с дохода, который получен путем обмана, при определении размера хищения учету не подлежит.
Согласно п. 5 части третьей ст. 79 Закона о КС приведенное постановление – это прямое основание для пересмотра приговоров, в которых включение суммы НДФЛ в размер похищенного повлияло на квалификацию деяния.