В письме от 25.03.2020 № 02-07-05/23838 Минфин России отмечает, что согласно информации, представленной Федеральным казначейством, в рамках финансово-хозяйственной деятельности федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, их территориальные органы, федеральные казенные учреждения осуществляют ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности, начисление и выплату заработной платы. Ресурсное обеспечение указанной работы обеспечивается штатом бухгалтерских специалистов общей численностью 11 500 единиц.

При этом объем затрат не всегда соответствует достигаемым результатам. Проверки, проводимые Счетной палатой РФ и Федеральным казначейством, указывают на наличие системных проблем при исполнении субъектами учета бухгалтерских функций, нарушения требований бюджетного законодательства и финансовой дисциплины. Основными причинами этого, по мнению Минфина, являются: недостаточная автоматизация процедур ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности; децентрализованный характер используемых информационных систем; отсутствие унифицированных бизнес-процессов; высокие транзакционные издержки, связанные с многочисленными выверками учетных и отчетных данных; недостаточный внутренний контроль учетных и отчетных данных; проблемы комплектования учреждений квалифицированными бухгалтерскими кадрами; выполнение бухгалтерскими работниками иных, непрофильных функций.

В целях решения указанной проблемы Правительством РФ предложена и реализуется на федеральном уровне модель централизации бухгалтерской функции в Федеральном казначействе. В качестве первых итогов внедрения централизованной модели учета на федеральном уровне Минфин указал: повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности; повышение финансовой дисциплины; создание резервов для оптимизации.

Утвержденные Правительством РФ Общие требования к передаче полномочий по ведению бюджетного учета и составлению отчетности распространяются в том числе и на централизацию на уровне финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований.

В письме от 20.03.2020 № 02-06-10/23847 Минфин указывает, что, в случае принятия решения в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, централизуемые полномочия подлежат передаче уполномоченной организации – финансовому органу или казенному учреждению, подведомственному финансовому органу. Переданы могут быть полномочия по централизованному ведению учета и формированию отчетности как участников бюджетного процесса, так и бюджетных и автономных учреждений.

Отмечается, что при передаче учреждением указанных полномочий право подписания бухгалтерской отчетности остается за руководителем учреждения. Передача права первой подписи бухгалтерской отчетности от имени учреждения руководителю централизованной бухгалтерии противоречит законодательству.

Приказом Федерального казначейства от 02.04.2020 № 17н установлены особенности ведения централизованного бухгалтерского учета федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им казенных учреждений. Приказ определяет основные способы ведения бухгалтерского учета совершаемых субъектами централизованного учета фактов хозяйственной жизни, методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов и раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также порядок признания в учете и раскрытия в отчетности событий после отчетной даты.

Напомним, что Казначейством утвержден Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета и Порядок его применения, включающий, помимо прочего, правила формирования номера счета бухгалтерского учета при централизации, в том числе в отношении забалансовых счетов. Также был утвержден График документооборота, применяемый при централизации учета на федеральном уровне, который раскрывает порядок и сроки подготовки, передачи и обработки документов и информации по всем направлениям учета – от доведения ГРБС бюджетных данных и субсидий до годовой, квартальной и месячной отчетности.

При этом установленные Казначейством правила и нюансы могут быть использованы в качестве базовых как централизованными бухгалтериями в регионах и муниципальных образованиях, где подобные особенности не утверждены уполномоченным органом, так и учреждениями для формирования своей учетной политики.