Напомним, 24 июня будут проводиться торжественные мероприятия в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, а 01 июля – день общероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ.

Указанные дни не являются ни выходными, ни нерабочими праздничными. Соответственно, продолжительность работы в предшествующие им рабочие дни не нужно сокращать на 1 час. Они не исключаются из числа дней отпуска.

Однако возникает вопрос оплаты указанных дней. Формулировка Указа № 345 в части оплаты дублирует формулировки указов о «карантинных» нерабочих днях – 24 июня названо нерабочим днем с сохранением заработной платы. Таким образом, подход к оплате 24 июня должен быть таким же.

Напомним, в отношении оплаты «карантинных» нерабочих дней разъяснялось, что нерабочие дни не уменьшают норму рабочего времени и оплачиваются как фактически отработанные. То есть работнику за эти дни выплачивается не средний заработок, а та заработная плата, которую он получил бы, если бы отработал эти дни полностью (отработал норму рабочего времени при повременной оплате, выполнил норму труда при сдельной оплате), включая стимулирующие и компенсационные выплаты. Такого рода разъяснения сейчас даются и в отношении 24 июня. Однако, в отличие от «карантинных» нерабочих дней, 24 июня формально объявлено нерабочим днем для всей страны. Специалисты Роструда, отвечая на вопросы об оплате труда тех работников, которые продолжают трудиться 24 июня, нередко советуют оплачивать такую работу в одинарном размере. Хотя Закон о поправках не содержит указания на возможность привлечения работников к работе в этот день.

Стоит отметить, что ни Минтруд России, ни Роструд не указали на допустимость применения к нерабочим дням по аналогии ст.ст. 113 и 153 ТК РФ, посвященных привлечению работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни и оплате такой работы. Полагаем, что привлечение работников к работе в нерабочие дни в порядке, предусмотренном ст. 113 ТК РФ, и с оплатой, предусмотренной ст. 153 ТК РФ (как за работу в выходные и нерабочие праздничные дни), является справедливым и логичным.

 

Оплата работникам за 01 июля производится в соответствии с положениями, установленными ТК РФ применительно к оплате за нерабочие (праздничные) дни. Поскольку в праздничный день за работниками заработная плата не сохраняется, то оплачивать день голосования по аналогии с предыдущими нерабочими днями некорректно. Сложность заключается в том, что трудовое законодательство устанавливает необходимость оплаты непосредственно праздничных дней только в случае привлечения работников к работе в эти дни (ст. 153 ТК РФ), а также работникам, которым установлена не окладная система оплаты труда (часть третья ст. 112 ТК РФ). Такие работники за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, получают дополнительное вознаграждение.

Работникам же, получающим оклад, праздничные дни не оплачиваются. Наличие таких дней в месяце всего лишь не приводит к снижению заработной платы (часть четвертая ст. 112 ТК РФ). Но реализуется это через уменьшение нормы рабочего времени за соответствующий месяц.

Таким образом, объявление 01 июля нерабочим днем должно привести к снижению нормы рабочего времени всех работников. Для работников, получающих оклад, это не приведет к уменьшению их заработной платы. При этом работники, которым установлены иные системы оплаты труда, получат за этот день компенсацию по ст. 112 ТК РФ как за праздничный день.

В связи с этим должен быть скорректирован график работы, в том числе и работников, для которых 01 июля и так является выходным по их графику. Так как норма рабочего времени уменьшается, им придется сократить продолжительность работы в другие дни. А работникам, у которых 01 июля по графику было рабочим днем, норму рабочего времени, возможно, придется увеличить (если работник 01 июля должен был отработать больше 8 часов).

Работа 01 июля должна быть оплачена по правилам ст. 153 ТК РФ. Однако опять же Закон о поправках не содержит указания на возможность привлечения работников к работе 01 июля. Таким образом, полагаем, что иных вариантов, кроме применения в данном случае по аналогии ст. 113 ТК РФ, нет.

Отражать в табеле учета рабочего времени дни 24 июня и 01 июля, полагаем, нужно, как и предыдущие нерабочие дни, например, используя условное обозначение «НД». Роструд представил аналогичные разъяснения. Однако нужно учитывать, что, поскольку 24 июня оплачивается как фактически отработанный день, при фиксации его в табеле целесообразно указать и количество часов, которые должны были бы быть отработаны работником по графику.