Если заглянуть в «недра» земельного законодательства, то мы увидим, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом исполнительной власти субъекта РФ – при предоставлении земли для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
- органами местного самоуправления – в отношении земельных участков, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ЗК РФ предусматривают возможность перераспределения полномочий.
Так, к полномочиям субъекта РФ – органа государственной власти республики, области, края могут быть отнесены полномочия органа местного самоуправления в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В этом случае схема получается такая: муниципальное образование, на территории которого расположен земельный участок, отдельные полномочия по распоряжению которого переданы на уровень субъекта, больше им не распоряжается. В аренду этот земельный участок сдает субъект, и денежные средства, соответственно, «текут» в бюджет субъекта. А дальше поступившие средства Казначейство распределяет между соответствующими бюджетами по нормативам, установленным БК РФ.
Обязанность признания на счете 103 13 «Прочие непроизведенные активы» земельных участков, собственность на которые не разграничена, возникает у уполномоченного органа, принявшего решение о вовлечении земли в хозяйственный оборот. Сам по себе факт передачи земли в аренду или безвозмездное пользование должен быть оформлен в учете как внутреннее перемещение объектов с одновременным отражением на соответствующих забалансовых счетах.
Как же тут быть с отчетностью? Кто, куда и кому?
Спасением в этом море вопросов являются нормы Стандарта «Непроизведенные активы».
Итак, информация о земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду, раскрывается соответствующим уполномоченным органом в бюджетной отчетности того публично-правового образования, в бюджет которого поступают доходы от использования неразграниченных земель. Обязанность признания в бюджетном учете земельного участка на балансовом счете 103 13 возникает именно у уполномоченного органа, принявшего решение о вовлечении в хозяйственный оборот земельного участка, собственность на который не разграничена.
Подводя итог, отмечаем, что в конкретной ситуации информацию по земле на балансовых счетах в своей отчетности должен отразить орган власти субъекта РФ, уполномоченный на распоряжение земельными участками, на которые государственная собственность не разграничена.