Вниманию бухгалтера бюджетной сферы: наиболее важные изменения начала года
- 10.03.2020

1. Новое в федеральных стандартах бухучета.
Разработаны поправки в применяемые стандарты бухгалтерского учета. В целом данные поправки носят технический характер. Но среди существенных изменений и дополнений важно отметить следующие:
- отложено начало применения Стандартов «Непроизведенные активы» и «Информация о связанных сторонах»;
- в ряде ситуаций, регулируемых Стандартами «Долгосрочные договоры» и «События после отчетной даты», исключена возможность применения способа «Красное сторно»;
- расширен перечень отчетности, раскрывающей бюджетную информацию.
2. В КоАП РФ теперь предусмотрены административные штрафы для учреждений сферы культуры.
Вводится административная ответственность организаций культуры. Так, например, введена ответственность за превышение допустимой стоимости сопутствующих услуг, которые оказываются при продаже билетов. Размер штрафа определяется в размере:
- на должностных лиц – от 1,5 до 2-кратной цены билета, абонемента, путевки;
- на юридических лиц – от 2 до 3-кратной цены билета, абонемента, путевки.
Начало действия закона – 13 января 2020 года.
3. Новое в оплате труда в бюджетной сфере.
В отношении установления систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2020 году введены единые рекомендации. Введены нормы, касающиеся установления стимулирующих выплат тренерам, осуществляющим спортивную подготовку, а также работникам сферы ветеринарии и культуры.
4. Кто еще освобожден от применения ККТ.
При осуществлении расчетов за оказанные услуги населению в области культуры муниципальные учреждения, расположенные в сельской местности, получили право с 08 января не применять ККТ. Предполагается также освобождение от применения ККТ для государственных и муниципальных архивных учреждений при оказании платных услуг юридическим и физическим лицам.
5. Новое в КВР и КОСГУ: таблица соответствия-2020, поправки в КБК.
С 15 февраля вступил в силу приказ Министерства финансов РФ от 06.06.2019 № 85н, утвердивший новые правила составления и применения кодов бюджетной классификации, их структуру, принципы назначения. Утверждена и новая Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, которая мало отличается от Таблицы, которая применялась в 2019 году.
В результате корректировок, внесенных в Порядок 85н, казенные учреждения, органы власти, местного самоуправления должны указывать коды прочих доходов по безвозмездным неденежным поступлениям в бюджеты в формате 2 07 ХХХХХ ХХ ХХХХ 180 при безвозмездном поступлении НФА в 1–17 разрядах счета 1 401 10 19Х. Доходные КБК дополнены кодами: для поступлений в бюджеты платы за сервитут, межбюджетных трансфертов и возврата их остатков.
Министерство финансов планирует ввести новые КБК для ряда платежей, поступающих в федеральный бюджет: административных штрафов за правонарушения в области финансов, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетного кредита, неперечислением либо несвоевременным перечислением платы за пользование бюджетным кредитом; административных штрафов за правонарушения в области охраны окружающей среды и др.
6. Изменился перечень документов и сроки их хранения.
В связи со вступлением в силу с 18 февраля приказа Росархива от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения» изменились сроков хранения бухгалтерских, налоговых, кадровых и иных документов. Для одних документов установлен более длительный срок хранения, по другим срок хранения, наоборот, сократится.
В выпущенной Росархивом Инструкции по применению вышеуказанного Перечня ведомством было обращено внимание на то, что нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет административную ответственность по ст. 13.20 КоАП РФ (штраф для должностных лиц составляет от 300 до 500 руб.).
Вступили в силу новые Правила делопроизводства и архивного хранения документов, также утвержденные Росархивом, которые должны применять федеральные органы государственной власти; иные федеральные государственные органы; органы государственной власти и иные госорганы субъектов РФ; органы местного самоуправления.
Органы власти и местного самоуправления вправе разработать типовые и примерные номенклатуры дел для себя и подведомственных организаций на основе общего свода правил. Следует отметить, что согласно новому порядку ответственность за организацию, состояние делопроизводства и соблюдение требований приказа Росархива теперь несет руководитель органа власти либо лицо, исполняющее его обязанности.
7. Изменены сроки утверждения задания для федеральных учреждений.
Применяется обновленный порядок утверждения госзадания для федеральных учреждений – в течение 15 рабочих дней с даты отражения лимитов бюджетных обязательств на лицевом счете главного распорядителя бюджетных средств – для КУ или органа-учредителя – для АУ и БУ. Этот порядок применяется при формировании государственного задания начиная уже с задания на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Отметим, что несвоевременное утверждение (неутверждение) государственного задания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб. по ст. 15.15.15 КоАП РФ.
8. Ключевая ставка снова снижена.
Ключевая ставка снижена ЦБ РФ до 6 %. Центробанк допускает возможность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях. Размер ключевой ставки имеет значение при расчете, в частности: пени по налогам и взносам; неустойки поставщикам и заказчикам по Закону № 44-ФЗ; компенсации за задержку зарплаты и других выплат, причитающихся работнику; процентов за пользование чужими денежными средствами.
9. Утвержден еще один стандарт внутреннего финансового аудита.
Внутренний финансовый аудит должен осуществляться в соответствии с федеральными стандартами с января 2020 года.
В дополнение к вступившим в силу в конце 2019 года стандартам 21 января вступил в силу третий федеральный стандарт внутреннего финансового аудита – «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита».
Министерством финансов РФ разработан проект федерального стандарта, определяющего порядок составления заключений по результатам аудиторских мероприятий внутреннего финансового аудита – «Реализация результатов внутреннего финансового аудита».
10. Важная судебная практика.
Не подлежит оплате из ОМС скорая медпомощь при психзаболеваниях
Судьи четырех инстанций поддержали ТФОМС, выявивший в учреждении нецелевое расходование средств Фонда: на оплату труда штатных работников, включенных в состав специализированной психиатрической выездной бригады СМП, – врач-психиатр; фельдшер выездной психиатрической бригады; санитар выездной психиатрической бригады; на покупку ГСМ, лекарств, медицинских изделий, расходных материалов, затраченных в связи с оказанием медпомощи при психических расстройствах и расстройствах поведения.
Возможно ли оплачивать коммунальные услуги и налоги без распределения между КФО 2 и 4?
Было выявлено, что учреждением необоснованно произведены расходы по оплате коммунальных услуг и имущественных налогов в части КФО 2 за счет средств субсидии на госзадание в результате неверно произведенного расчета коэффициента платной деятельности.
Однако при рассмотрении данного спора в судебном порядке суды встали на сторону учреждения, указав, что учреждение может нести ответственность только в случае нецелевого использования бюджетных средств либо при невыполнении госзадания. Как было установлено судами, госзадание выполнено учреждением в полном объеме, кредиторской задолженности по обязательствам, в том числе по уплате коммунальных услуг, налогов и иных обязательных платежей в бюджет, не имеется. На этом основании указали, что ущерб бюджету в данном случае отсутствует.
Удерживаем НДФЛ в случае отсутствия авансового отчета
Как было установлено проверяющими, работнику под отчет были выданы денежные средства. Однако работник авансовый отчет не сдал, не подтвердил целевое расходование подотчетных средств и денежные средства не вернул. Проверяющие доначислили НДФЛ, пени и штраф, включив подотчетные средства в совокупный доход работника.
Организация обратилась в суд о признании решения налоговой инспекции незаконным, обосновывая свою позицию тем, что спорный доход – это подотчетные средства, следовательно, обязанности удерживать из них НДФЛ у нее нет.
Однако суды поддержали позицию налогового органа: если у организации нет документов, подтверждающих расходование подотчетных средств, то суммы, выданные работнику, облагаются НДФЛ.
Ремонт отдельных помещений в здании: текущий или капитальный?
Казначейство признало нецелевым расходованием средств оплату бюджетным учреждением стоимости капитального ремонта комнат и коридоров общежития. Как полагали ревизоры, ремонт отдельных помещений в здании является текущим.
Однако суды высказали иную позицию. Как было указано судами, к текущему ремонту относится восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками, а в данной ситуации осуществлялось восстановление отделки стен по всей площади ремонтируемых комнат. Кроме того, как отметили суды, одни и те же виды работ могут выполняться как в рамках капитального, так и текущего ремонта. Однако для квалификации проведенных работ значение имеют цель проведения ремонта, общий объем работ и последствия для ремонтируемого объекта, а не их виды или наименования. В данном случае выполненные по договору работы по ремонту комнат в полном объеме соответствуют понятию капитального ремонта.
Оплачивать дополнительные работы за счет экономии средств по контракту допустимо
При исполнении госконтракта образовалась экономия денежных средств, направленная учреждением на выполнение дополнительных работ без заключения дополнительного соглашения к контракту. Суды встали на сторону учреждения, поскольку изменение объема работ произведено в допустимых границах, установленных законодательством о закупках. Целесообразность выполнения дополнительных работ была обусловлена необходимостью комплексного завершения производственных объектов в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией на весь объект и имеет ценность для учреждения; корректировка технической документации согласована с проектной организацией. При этом замена материалов и дополнительные работы произведены без увеличения цены контракта.
Суды пришли к выводу, что произведенные расходы по оплате работ по контракту без дополнительного соглашения направлены на обеспечение выполнения функций учреждения по закупке работ для государственных нужд, на создание и увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного имущества, а также на исполнение обязательств по заключенному контракту в пределах выделенных средств. На основании изложенного претензии ревизоров признаны необоснованными.
