Вопросы налоговых обязательств налогоплательщика по итогам налоговой проверки и единообразный порядок применения ст. 54.1 НК РФ при доначислениях налогов по взаимоотношениям налогоплательщика с «техническими» организациями, не исполняющими своих налоговых обязательств, отразила Федеральная налоговая служба в своем письме от 10 октября 2022 г. № БВ-4-7/13450@. В этом письме ведомство опирается на Обзор судебной практики по указанным вопросам.

Итак:

1. Выявление необоснованной налоговой выгоды может служить основанием для доначисления суммы налога, которая подлежит уплате в бюджет таким образом, как если бы налогоплательщик не злоупотреблял правом, и не влечет налоговой обязанности в более высоком размере (что означает применение санкции).

2. Доначисление налогов следует производить таким образом, как если бы договоры были напрямую заключены между налогоплательщиком и реальными исполнителями.

3. В случае если налогоплательщик использовал формальный документооборот с участием компаний, изначально не ведущих реальной экономической деятельности («технических» компаний), он имеет право учесть фактически понесенные расходы при исчислении налога на прибыль. Однако в этом случае он должен предоставить (если у налогового органа такие сведения отсутствуют) сведения и документы, позволяющие вывести фактически совершенные хозяйственные операции из не облагаемого налогами оборота. Расчетный способ определения суммы налога в указанных случаях не применяется.

4. Если в процесс поставки товаров включены «технические» компании и у налогового ведомства имеются доказательства (в том числе раскрытые покупателем), исходя из которых можно установить лицо, действующее в рамках легального хозяйственного оборота (осуществило фактическое исполнение по сделке с товаром и уплатило причитавшиеся при ее исполнении суммы налогов), то часть расходов, учтенная при исчислении налога на прибыль, примененная для вычетов по НДС и которая приходится на наценку, добавленную «техническими» компаниями, может быть признана необоснованной налоговой выгодой покупателя.

4. Налоговые вычеты НДС полностью или в соответствующей части будут исключены в случае, если налогоплательщик принимал участие в согласованных с иными лицами действиях, которые были направлены на неправомерное уменьшение налоговой обязанности:

- за счет искусственного наращивания стоимости товаров (работ, услуг) без формирования источника вычета (возмещения) налога;

- или если ему было известно о действиях иных лиц, уклоняющихся от уплаты НДС в процессе обращения товаров (работ, услуг).

5. Создание налогоплательщиком формального документооборота с «техническими» компаниями, находящимися в общей системе налогообложения, с целью минимизации налогообложения (с учетом установления инспекцией согласованности действий должностных лиц общества и спорных контрагентов) при приобретении товара фактически у производителей, не являющихся плательщиками НДС, влечет полный отказ в праве на вычет НДС. Полное исключение налоговым органом фактически понесенных затрат на приобретение товара из базы по налогу на прибыль повлечет искажение реального размера налоговых обязательств налогоплательщика по указанному налогу. А это, в свою очередь, уже будет противоречить принципу добросовестного налогового администрирования.