На регистрации в Минюсте России находится приказ Минфина России от 30.06.2020 № 130н, которым, помимо прочего, уточнены положения о порядке определения первоначальной стоимости нефинансовых активов, полученных в результате так называемых необменных операций, к которым, в частности, относятся безвозмездная передача и получение НФА.
Получение имущества от физлиц, организаций небюджетной сферы
Для полученных от организаций небюджетной сферы объектов имущества первоначальной стоимостью является справедливая стоимость на дату их получения или стоимость, указанная в передаточных документах. Если справедливую стоимость оценить невозможно, а в передаточных документах цена не указана, то признаем имущество в учете по той стоимости, по которой объекты числились на балансе у передающей стороны. А вот если и эта информация недоступна, можно принять НФА к учету в условной оценке: один объект – один рубль.
Передача имущества от учреждения организациям небюджетной сферы
Имущество, предназначенное для передачи, должно отражаться в учете по справедливой стоимости. Если справедливая стоимость, определяемая методом рыночных цен, не соответствует балансовой стоимости объекта, его следует переоценить, доведя стоимость до справедливой. Дооценку до справедливой стоимости можно отразить по дебету 0 401 10 176 и кредиту 0 100 00 000 – такая проводка предусмотрена проектами изменений в Инструкции № 174н и № 183н. Пока поправки не приняты, корреспонденции для учета результатов переоценки следует закрепить в учетной политике.
Получение имущества от органа-учредителя, от организаций бюджетной сферы
Что касается безвозмездных передач внутри бюджетной сферы, то объекты принимаются к учету по стоимости, указанной передающей стороной в передаточных документах. Аналогичные нормы уже были внесены в п. 24 Стандарта «Основные средства» и п. 24 Стандарта «Запасы». Теперь они внесены в Стандарт «Концептуальные основы...».
Однако случаются ситуации, когда передающая сторона не предоставляет данные о стоимости передаваемых объектов. Для разрешения подобных вопросов в учетной политике учреждения следует предусмотреть способы оценки объектов, полученных без указания стоимости, ведь передача имущества внутри бюджетной сферы является операцией, формирующей консолидируемые расчеты, и предусматривает отражение в отчетности передающей и получающей сторон сопоставимых показателей взаимосвязанных расчетов с обязательным формированием Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).
В соответствии с позицией Минфина, изложенной в письмах от 06.04.2020 № 02-06-10/27272 и от 07.05.2020 № 02-06-05/36826, в локальном акте могут быть предусмотрены следующие варианты:
Получаемый объект
|
Способ оценки (если передающей стороной стоимость объекта не указана)
|
Комментарии
|
Недвижимое имущество
|
1. По кадастровой стоимости.
2. При отсутствии кадастровой стоимости – в условной оценке: 1 объект – 1 рубль
|
Напомним, что в адрес передающей стороны в целях дальнейшей сверки расчетов нужно направить Извещение (ф. 0504805) с указанием стоимости полученного объекта, определенной согласно учетной политике. При наличии подписанного передающей стороной Извещения объект можно учитывать на балансе. Если отказываются от подписания, лучше учесть объект за балансом до урегулирования вопроса и подтверждения его стоимости. В этом случае наличие такого объекта на забалансовом учете обязательно отразите в Пояснительной записке (ф.ф. 0503160, 0503760)
|
Движимое имущество
|
В условной оценке: 1 объект – 1 рубль
|