Некоторые регионы Российской Федерации на основании постановлений санврачей субъектов РФ устанавливали, что отказ работника от вакцинации может являться основанием для отстранения его от работы, если сфера деятельности последнего связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и в этом качестве поименована в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825.
Как следует из информации, размещенной в июне 2021 года на информационном портале «Онлайнинспекция.РФ», специалисты Роструда придерживаются другой позиции.
В частности, указано, что в случае вынесения постановления главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителей о проведении профилактических прививок гражданам или их отдельным группам отказавшиеся от вакцинации граждане должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия. В обоснование данного вывода приводится, в частности, положение абз. 8 части первой ст. 76 ТК РФ.
Поясняем, что ст. 76 ТК РФ содержит перечень оснований, по которым работник отстраняется от работы, и абз. 8 части первой ст. 76 ТК РФ предусматривает, что случаи, когда работник должен быть отстранен от выполнения трудовых обязанностей, могут быть, помимо норм ТК РФ, предусмотрены и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к которым постановления главных государственных санврачей субъектов РФ не относятся. Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ (п. 2 ст. 33, пп. 6 п. 1 ст. 51) предусмотрено дополнительное основание для отстранения от работы лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний.
С учетом того, что данный закон не содержит норм, согласно которым работодателям предоставляется право на отстранение от работы непривитых сотрудников, выполняющих работы, не поименованные в Перечне, такие действия будут являться незаконными.