Конечно же, весь кладезь необходимой информации по формированию номеров счетов бухгалтерского и бюджетного учета можно найти в Инструкциях по учету. Однако на практике возникает множество нюансов, поэтому предлагаем более подробно остановиться на правилах формирования счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов».

Напомним, что этот счет:

- предназначен для раскрытия информации об обязанности учреждения осуществить расходы с неопределенным временем исполнения/предъявления требования;

- отражает обязательные предстоящие оплаты.

Теперь пройдемся более подробно…

В 1–17 разрядах номера счета 401 60 применяются соответствующие составные части классификации расходов бюджетов – КРБ.

В 1–4 разрядах номера счета 401 60 указываются коды разделов и подразделов.

В 15–17 разрядах – коды видов расходов.

Выбор кодировки 5–14 разрядов номера счета 401 60 не такой уж и простой.

Согласно Инструкциям по учету № 162н, 174н и 183н в 5–14 разрядах номера счета 401 60, а также по корреспондирующим с ним счетам Х 401 20 ХХХ, Х 109 Х0 ХХХ, Х 110 ХХ ХХХ указываются нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения принимаемых обязательств / производимых расходов.

Отсюда следует, что учреждения не обязаны при формировании номера счета 401 60 в 5–14 разрядах всегда указывать нулевые значения, ввиду того, что здесь все зависит от необходимости обособить отдельные резервы согласно целевому назначению отложенных обязательств, которые принимаются одновременно с резервами.

Формирование резерва под предстоящие платежи за счет средств нацпроектов или региональных программ в составе нацпроектов является основной причиной кодировки. При поименованных обстоятельствах необходимо указать в 5–14 разрядах номера счета соответствующие коды целевых статей, а для АУ/БУ – их составных частей.

Вот формат номера счета при формировании резерва по нацпроектам:

- для КУ – ХХХХ ХХХХХХХХХХ ХХХ 1 401 60 ХХХ;

- для АУ и БУ – ХХХХ 000ХХХХХХХ ХХХ Х 401 60 ХХХ.

При этом суммы резерва отражаются в Сведениях по кредиторской задолженности (ф. 0503169, 0503769) с указанием в графе 1 раздела 1 номера счета 401 60.

А вот остаток на отчетную дату по счету 401 60 сверяется с суммой отложенных обязательств в строке 860 Отчета об обязательствах (ф. 0503128, 0503738).

Сверке приведенных показателей по нацпроектам предшествует правильное указание КБК в номере счета 401 60. Не следует забывать о необходимости обеспечения равенства показателей по строке 860 «Отложенные обязательства» Отчета (ф. 0503128-НП, 0503738-НП) с остатком по счету 401 60 на отчетную дату с учетом КБК по нацпроектам. Важно не забыть и еще про одну деталь. Если финорганом и(или) ГРБС не определены конкретные требования, суждение о раскрытии информации о целевом назначении обязательств при формировании номера счета 401 60 выносит главный бухгалтер учреждения.

Именно в Инструкциях по учету, в порядке, предусмотренном учетной политикой учреждения, закреплено право кодировки нулевых разрядов номера счета.

В этой связи рекомендуем казенным учреждениям, органам власти и местного самоуправления воспользоваться поименованным правом в связи с появлением резервов под приемку и формированием резерва под обязательства, по которым отсутствуют документы на отчетную дату. Резервы связаны с предстоящим исполнением конкретных бюджетных обязательств, и код целевой статьи, по которой будет в дальнейшем произведена оплата, известен в момент создания резерва под приемку или позднее поступления документов. В этой связи в целях отражения конкретных расходов на счетах 1 401 20 2ХХ и обособления резерва под предстоящее исполнение обязательств в рамках уже принятых бюджетных обязательств следует указывать в 5–14 разрядах номера счета 401 60 и корреспондирующего с ним счета 1 401 20 2ХХ не нулевые значения, а код целевой статьи расходов согласно принятому бюджетному обязательству.

Таким образом, в учете и отчетности будет отражена информация о целевом назначении резервов, а также более корректно сформированы расходы по конкретным целевым статьям. Именно эту особенность следует закрепить в учетной политике.