В письме ПФР от 22.03.2022 № Г-13674-19/22360-22 указано, что приказ Минздрава РФ от 24.01.2011 № 21н, которым определена форма заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма и порядок представления запрашиваемых сведений территориальным органом ПФР, является действующим. Данный нормативно-правовой акт дает разъяснения, что делать в ситуации, когда работодатель не может предоставить работнику справку о доходах в целях назначения и исчисления пособия.
Стоит отметить, что приказ Минздрава РФ от 24.01.2011 № 21н был принят в соответствии с ч. 7.2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ, где указано, что в случае, когда работник не может представить справку о доходах с места работы у другого страхователя в связи с прекращением деятельности этим страхователем либо по иным причинам, работодатель, ответственный за назначение и выплату пособия, по заявлению работника вправе направить запрос в территориальный орган ПФР о предоставлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Данная правовая норма в настоящее время признана недействующей.
В письме ФСС России от 25.03.2022 № 02-08-01/13-02-4049 разъяснено, что на основании ч. 16 ст. 13 Закона № 255-ФЗ, а также п. 3 Правил получения ФСС сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, назначение и выплата пособий осуществляются страховщиком на основании сведений и документов, представляемых страхователем, сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Кроме того, положениями п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ на страхователя возлагается обязанность по выдаче застрахованному лицу в день прекращения работы (службы, иной деятельности) или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя справки о сумме заработной платы, иных выплатах и вознаграждениях по форме 182н. При письменном обращении работника о предоставлении справки о сумме заработной платы, иных выплатах и вознаграждениях такая справка выдается не позднее трех рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.
В данной связи в случае если застрахованное лицо не располагает возможностью представить страхователю справку о сумме заработной платы, иных выплатах и вознаграждениях по форме 182н, которая требуется в целях исчисления соответствующего вида пособия, страхователь по заявлению застрахованного лица вправе обратиться с запросом в территориальный орган ПФР по форме и в порядке, утвержденными приказом № 21н.