Комиссия по поступлению и выбытию активов

Постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов создается для выполнения задач:

- установление срока полезного использования объектов в целях принятия их к учету в составе основных средств и начисления амортизации – в тех случаях, когда информация о сроке использования объекта отсутствует;

- установление срока использования объекта нематериальных активов;

- определение или уточнение продолжительности периода, в течение которого предполагается использовать нематериальный актив, в целях расчета сумм амортизации объектов нематериального актива;

- присутствие одного из членов комиссии является необходимым при нанесении инвентарного номера на инвентарный объект ОС;

- решение комиссии является основанием для принятия к учету основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также их выбытие;

- на основании решения комиссии в бухгалтерском учете организаций бюджетной сферы отражаются операции по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию нематериальных активов, и др.

Выдача под отчет денег и денежных документов

Выдачу из кассы денежных средств или денежных документов либо перечисление средств на карту подотчетному лицу будет осуществлять ЦБ. При этом перечень лиц, которые имеют право на получение денежных средств под отчет, должен быть утвержден приказом учреждения, в котором должны быть установлены, в частности, сроки, на которые выдаются подотчетные суммы, их предельный размер и порядок представления авансовых отчетов.

Инвентаризация

При централизации учета документами Единой учетной политики, принимаемыми ЦБ, должен быть определен порядок взаимодействия централизованной бухгалтерии при проведении обслуживаемыми учреждениями инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета. Учреждение само проводит инвентаризацию специально созданной инвентаризационной комиссией, если Единой учетной политикой ЦБ или локальным актом учредителя не установлены иные условия. Перечень лиц, которые должны входить в состав инвентаризационной комиссии, законодательством не закреплен. Полагаем, что целесообразно проводить инвентаризацию с участием специалистов ЦБ, что позволит обеспечить достоверность данных бюджетного учета и отчетности.

 

Внутренний контроль и аудит:

ЦБ отвечает:

Учреждение отвечает:

- за формирование Единой учетной политики

- за своевременное и качественное оформление документов

- за ведение бухгалтерского / бюджетного учета

- за передачу документов в ЦБ в установленные сроки

- за своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской / бюджетной и иной отчетности

- за достоверность и законность сведений, содержащихся в оформляемых и передаваемых в ЦБ документах

 

То же касается и действий в рамках осуществления внутреннего финансового аудита. Внутренний финансовый аудит при передаче полномочий не осуществляется только в отношении бюджетных процедур в рамках конкретного переданного полномочия. В отношении иных бюджетных процедур ВФА должен осуществляться.

Одной из целей осуществления внутреннего финансового аудита является подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности. В этой связи аудиторы органа или казенного учреждения, передавшие полномочия по ведению бюджетного учета и составлению отчетности, по итогам ВФА формируют заключение, в котором должна быть отражена информация о надежности внутреннего финансового контроля, о наличии или отсутствии фактов, влияющих на достоверность бюджетной отчетности.

Указанная информация должна быть собрана в ходе аудиторских мероприятий, в частности, по вопросам правильности составления первичных учетных документов и своевременности передачи их в ЦБ; инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бюджетной отчетности; передачи в ЦБ информации / документов / сведений, необходимых для обеспечения полноты и нейтральности данных Пояснительной записки (ф. 0503160).

Отметим, что аудиторы органа / учреждения не вправе проводить аудиторские мероприятия в отношении бюджетных процедур, выполняемых в ЦБ, но можно запросить необходимую информацию (приказ Минфина России от 21 ноября 2019 г. № 195н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита»).

В письме от 03 августа 2020 г. № 02-02-05/67647 Минфин России рассмотрел вопрос осуществления ВФА в условиях централизации учета.

Минфин России обращает внимание, что порядок работы комиссии по поступлению и выбытию активов, порядок осуществления внутреннего финансового контроля и ВФА, порядок приемки, хранения, выдачи и списания бланков строгой отчетности, порядок выдачи под отчет денежных документов и денежных средств, особенности проведения инвентаризации не являются предметом регулирования учетной политики, поскольку они не устанавливают способы ведения учета. Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает такие документы, в том числе при передаче полномочий по ведению учета централизованной бухгалтерии (письма Минфина России от 09.11.2020 № 02-07-10/97583, от 25.12.2020 № 02-02-08/114094).