По данному вопросу Минфином России подготовлено письмо от 20 июля 2022 г. № 24-01-06/69926 с соответствующими разъяснениями. Так, Указом Президента РФ от 03 мая 2022 г. № 252 введены контрсанкции в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций. Они выражаются в следующем:
- запрет совершать сделки с такими лицами и организациями;
- исполнение перед ними обязательства по совершенным сделкам, если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме.
Минфин России указал, что при закупках по Закону № 44-ФЗ их реализация обеспечивается путем:
- отклонения заявок, поданных лицами, находящимися под контрсанкциями;
- отстранения лиц, находящихся под контрсанкциями, от заключения контрактов или отказа от заключения с ними контрактов (ч. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ);
- расторжения контрактов, заключенных с лицами, находящимися под контрсанкциями (п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Если в отношении контрагента контрсанкции введены после заключения контракта, то заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании пп. «а» п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Важно отметить, что предусмотренный Указом № 252 запрет применяется:
- вне зависимости от объекта закупки;
- не устанавливает требований непосредственно к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Отсюда следует, что он устанавливается заказчиком как требование к участникам, предусмотренное п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (отсутствие у участника ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ), а не п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.