Суд рассмотрел дело об отражении операций, для которых не установлены унифицированные формы первичных учетных документов, и операций, не требующих документов от плательщика.

Так, музей проводил выставки и экспозиции в рамках государственного задания. Информация по проданным в течение некоторого периода времени билетам была включена в кассовый отчет по продажам БСО, который учреждение использовало в качестве основания для начисления доходов. Форма отчета по продажам БСО была самостоятельно разработана учреждением, однако не закреплена в его учетной политике.

В ходе проведения контрольных мероприятий финансовый орган посчитал, что вышеназванный отчет нельзя расценивать в качестве первичного документа учета. Финансовый орган сослался на то обстоятельство, что документ первичного учета составляется при совершении факта хозяйственной жизни (либо непосредственно после его окончания).

Кроме того, финансовый орган указал на то, что в соответствии с приказом № 52н по операциям, для отражения которых не установлены унифицированные формы первичных учетных документов, и операциям, не требующим документов от плательщика, в качестве первичного учетного документа оформляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833).

Именно такая справка и должна была быть первичным учетным документом при начислении доходов от реализации билетов.

При этом первичный документ неунифицированной формы должен быть закреплен в учетной политике учреждения и содержать обязательные реквизиты.

В нарушение данных правил отчет по продажам БСО содержал только общую аналитическую информацию, которая оформлена за определенный период времени. При этом такой отчет не позволяет установить содержание факта хозяйственной жизни, величину натурального и(или) денежного измерения факта хозяйственной жизни, наименование должности лиц, ответственных за оформление свершившегося события, и их подписи и пр.

Контрольный орган посчитал обоснованным возложить на главного бухгалтера административную ответственность в виде штрафа на основании ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Решением Краснодарского краевого суда от 12.01.2022 по делу № 21-51/2022 позиция контрольного органа была признана обоснованной.