Напомним, существуют следующие виды контроля в отношении организаций бюджетной сферы: внутренний контроль, внутренний финансовый контроль (ВФК), внутренний государственный / муниципальный финансовый контроль; внешний государственный / муниципальный финансовый контроль, ведомственный контроль, внутренний финансовый аудит (ВФА).
Внутренний контроль
Осуществляют его казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Согласно ст. 19 Закона № 402-ФЗ о бухгалтерском учете учреждение обязано организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. При этом то, как будет организован внутренний контроль в учреждении, кто, когда, как и что именно будет проверять, определяет само учреждение в локальном акте.
Внутренний финансовый контроль (ВФК)
Его осуществляют участники бюджетного процесса, в том числе органы власти, органы местного самоуправления и казенные учреждения. Бюджетные и автономные учреждения – получатели субсидий участниками бюджетного процесса не являются, в этой связи мероприятия внутреннего финансового контроля не проводят.
Обязательность его осуществления предусмотрена ст. 160-2.1 Бюджетного кодекса.
Казенные учреждения как участники бюджетного процесса наделены рядом бюджетных полномочий, в частности: составлять и исполнять бюджетную смету, принимать и исполнять обязательства в пределах ЛБО, вести бюджетный учет (по Инструкции № 162н) и составлять бюджетную отчетность (по Инструкции № 191н).
Порядок осуществления ВФК с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий казенное учреждение должно определить самостоятельно.
Внутренний финансовый аудит (ВФА)
Насколько качественно в казенном учреждении организован внутренний финансовый контроль, призван оценить внутренний финансовый аудит. В этой связи Стандарты ВФА – основа для организации не только аудита, но и внутреннего финансового контроля.
На бюджетные и автономные учреждения обязанность по осуществлению внутреннего финансового аудита не распространяется в связи с тем, что они не являются участниками бюджетного процесса. А вот добровольно организовать у себя ВФА бюджетные / автономные учреждения вполне могут.
При этом ВФА – это не контроль одного уровня над другим, а своего рода продолжение, следующая ступень внутреннего финансового контроля. Задача ВФА – сделать внутренний финансовый контроль максимально эффективным. Для этого аудиторы казенного учреждения оценивают, как работает ВФК в учреждении, есть ли какие-то слабые места, насколько такая система ВФК обеспечивает качественное исполнение бюджетных полномочий, достоверность бюджетной отчетности, эффективность использования бюджетных средств. Информацию обо всем этом аудиторы должны представить руководителю учреждения вместе с предложениями по повышению качества ВФК.
Ведомственный контроль
Это контроль органа-учредителя в отношении подведомственных учреждений: казенных, и бюджетных, и автономных. Проверять, как учреждения расходуют выделенные им средства (ЛБО и субсидии), как используется закрепленное за ними имущество, каково состояние финансово-хозяйственной деятельности учреждений и т. д., учредителя обязывают положения Закона № 7-ФЗ о некоммерческих организациях, Закона № 174-ФЗ об автономных учреждениях, Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ о закупках, нормативных актов, принятых на уровне публично-правовых образований.
Ведомственные проверки проводят контрольно-ревизионные отделы органа-учредителя либо специальные органы / управления, например, в структуре местной администрации. Порядок осуществления ведомственного контроля определяют нормативные акты самих ведомств.
Внутренний государственный / муниципальный финансовый контроль
Это финансовый надзор на уровне субъекта РФ или муниципального образования. На федеральном уровне внутренний государственный / муниципальный контроль осуществляет Казначейство, а на региональном и местном – органы государственного / муниципального финконтроля субъектов РФ и муниципальных образований, например, департамент финансово-бюджетного надзора. Эти контролирующие структуры созданы внутри системы органов власти, потому и контроль – внутренний. Внутренний государственный / муниципальный контроль – это прежде всего проверка законности расходования бюджетных средств и целевого их использования. Объектами этого вида контроля являются все типы учреждений.
Необходимость проведения такого контроля предусмотрена п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса. С 01 июля 2020 года органы внутреннего государственного / муниципального финансового контроля должны осуществлять проверочные мероприятия в соответствии с федеральными стандартами. Учреждения в своей деятельности этими стандартами не руководствуются, но их права и обязанности при проведении контрольных мероприятий прописаны в Стандарте.
Внешний государственный / муниципальный финансовый контроль
Данный вид контроля осуществляют органы, созданные вне системы органов власти, – Счетная палата на федеральном уровне и контрольно-счетные органы (КСП) – на уровне регионов и муниципальных образований.
Такой вид контроля предусмотрен п. 2 ст. 265 Бюджетного кодекса. В рамках внешнего контроля проверять могут любые учреждения.
Виды контроля, которые должно организовать учреждение:
Вид контроля
|
Кто должен проводить
|
Чем предусмотрено
|
КУ
|
БУ
|
АУ
|
Внутренний контроль в учреждении
|
+
|
+
|
+
|
Статья 19 Закона № 402-ФЗ
и
Локальный акт
|
Внутренний финансовый контроль (ВФК)
|
+
|
-
|
-
|
Статья 160-2.1 БК РФ,
Федеральные стандарты ВФА, Локальный акт
|
Внутренний финансовый аудит (ВФА)
|
+
|
-
|
-
|
Статья 160-2.1 БК РФ, Федеральные стандарты ВФА
|
Виды контроля, которые проводят контролирующие органы различного уровня:
Вид контроля
|
Кто проводит
|
Кого могут проверять?
|
Чем предусмотрено
|
КУ
|
БУ
|
АУ
|
Ведомственный контроль
|
Контрольно-ревизионные отделы органа-учредителя;
специальные органы / управления
|
+
|
+
|
+
|
- Пункт 5.1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ;
- часть 3.23 ст. 2 Закона № 174-ФЗ;
- статья 100 Закона № 44-ФЗ;
- статья 6.1 Закона № 223-ФЗ;
- нормативные акты учредителя
|
Внутренний государственный / муниципальный финансовый контроль
|
Казначейство;
органы государственного / муниципального финансового контроля субъектов РФ и муниципальных образований
|
+
|
+
|
+
|
- пункт 3 ст. 265 БК РФ;
- Федеральные стандарты внутреннего государственного / муниципального финансового контроля.
Учреждения используют Стандарты для понимания своих прав и обязанностей при проверке, а также для обжалования ее результатов
|
Внешний государственный / муниципальный финансовый контроль
|
Счетная палата;
контрольно-счетные органы субъектов и муниципальных образований
|
+
|
+
|
+
|
- пункт 2 ст. 265 БК РФ;
- Закон № 41-ФЗ о Счетной палате;
- стандарты и регламенты Счетной палаты;
- законы / решения, принимаемые на уровне региона / муниципалитета
|