Напомним, существуют следующие виды контроля в отношении организаций бюджетной сферы: внутренний контроль, внутренний финансовый контроль (ВФК), внутренний государственный / муниципальный финансовый контроль; внешний государственный / муниципальный финансовый контроль, ведомственный контроль, внутренний финансовый аудит (ВФА).

Внутренний контроль

Осуществляют его казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Согласно ст. 19 Закона № 402-ФЗ о бухгалтерском учете учреждение обязано организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. При этом то, как будет организован внутренний контроль в учреждении, кто, когда, как и что именно будет проверять, определяет само учреждение в локальном акте.

Внутренний финансовый контроль (ВФК)

Его осуществляют участники бюджетного процесса, в том числе органы власти, органы местного самоуправления и казенные учреждения. Бюджетные и автономные учреждения – получатели субсидий участниками бюджетного процесса не являются, в этой связи мероприятия внутреннего финансового контроля не проводят.

Обязательность его осуществления предусмотрена ст. 160-2.1 Бюджетного кодекса.

Казенные учреждения как участники бюджетного процесса наделены рядом бюджетных полномочий, в частности: составлять и исполнять бюджетную смету, принимать и исполнять обязательства в пределах ЛБО, вести бюджетный учет (по Инструкции № 162н) и составлять бюджетную отчетность (по Инструкции № 191н).

Порядок осуществления ВФК с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий казенное учреждение должно определить самостоятельно.

Внутренний финансовый аудит (ВФА)

Насколько качественно в казенном учреждении организован внутренний финансовый контроль, призван оценить внутренний финансовый аудит. В этой связи Стандарты ВФА – основа для организации не только аудита, но и внутреннего финансового контроля.

На бюджетные и автономные учреждения обязанность по осуществлению внутреннего финансового аудита не распространяется в связи с тем, что они не являются участниками бюджетного процесса. А вот добровольно организовать у себя ВФА бюджетные / автономные учреждения вполне могут.

При этом ВФА – это не контроль одного уровня над другим, а своего рода продолжение, следующая ступень внутреннего финансового контроля. Задача ВФА – сделать внутренний финансовый контроль максимально эффективным. Для этого аудиторы казенного учреждения оценивают, как работает ВФК в учреждении, есть ли какие-то слабые места, насколько такая система ВФК обеспечивает качественное исполнение бюджетных полномочий, достоверность бюджетной отчетности, эффективность использования бюджетных средств. Информацию обо всем этом аудиторы должны представить руководителю учреждения вместе с предложениями по повышению качества ВФК.

Ведомственный контроль

Это контроль органа-учредителя в отношении подведомственных учреждений: казенных, и бюджетных, и автономных. Проверять, как учреждения расходуют выделенные им средства (ЛБО и субсидии), как используется закрепленное за ними имущество, каково состояние финансово-хозяйственной деятельности учреждений и т. д., учредителя обязывают положения Закона № 7-ФЗ о некоммерческих организациях, Закона № 174-ФЗ об автономных учреждениях, Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ о закупках, нормативных актов, принятых на уровне публично-правовых образований.

Ведомственные проверки проводят контрольно-ревизионные отделы органа-учредителя либо специальные органы / управления, например, в структуре местной администрации. Порядок осуществления ведомственного контроля определяют нормативные акты самих ведомств.

Внутренний государственный / муниципальный финансовый контроль

Это финансовый надзор на уровне субъекта РФ или муниципального образования. На федеральном уровне внутренний государственный / муниципальный контроль осуществляет Казначейство, а на региональном и местном – органы государственного / муниципального финконтроля субъектов РФ и муниципальных образований, например, департамент финансово-бюджетного надзора. Эти контролирующие структуры созданы внутри системы органов власти, потому и контроль – внутренний. Внутренний государственный / муниципальный контроль – это прежде всего проверка законности расходования бюджетных средств и целевого их использования. Объектами этого вида контроля являются все типы учреждений.

Необходимость проведения такого контроля предусмотрена п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса. С 01 июля 2020 года органы внутреннего государственного / муниципального финансового контроля должны осуществлять проверочные мероприятия в соответствии с федеральными стандартами. Учреждения в своей деятельности этими стандартами не руководствуются, но их права и обязанности при проведении контрольных мероприятий прописаны в Стандарте.

Внешний государственный / муниципальный финансовый контроль

Данный вид контроля осуществляют органы, созданные вне системы органов власти, – Счетная палата на федеральном уровне и контрольно-счетные органы (КСП) – на уровне регионов и муниципальных образований.

Такой вид контроля предусмотрен п. 2 ст. 265 Бюджетного кодекса. В рамках внешнего контроля проверять могут любые учреждения.

Виды контроля, которые должно организовать учреждение:

Вид контроля

Кто должен проводить

Чем предусмотрено

КУ

БУ

АУ

Внутренний контроль в учреждении

+

+

+

Статья 19 Закона № 402-ФЗ
и
Локальный акт

Внутренний финансовый контроль (ВФК)

+

-

-

Статья 160-2.1 БК РФ,
Федеральные стандарты ВФА, Локальный акт

Внутренний финансовый аудит (ВФА)

+

-

-

Статья 160-2.1 БК РФ, Федеральные стандарты ВФА

 

Виды контроля, которые проводят контролирующие органы различного уровня:

Вид контроля

Кто проводит

Кого могут проверять?

Чем предусмотрено

КУ

БУ

АУ

Ведомственный контроль

Контрольно-ревизионные отделы органа-учредителя;

специальные органы /  управления

+

+

+

- Пункт 5.1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ;

- часть 3.23 ст. 2 Закона № 174-ФЗ;

- статья 100 Закона  № 44-ФЗ;

- статья 6.1 Закона № 223-ФЗ;

- нормативные акты учредителя

Внутренний государственный / муниципальный финансовый контроль

Казначейство;

органы государственного / муниципального финансового контроля субъектов РФ и муниципальных образований

+

+

+

- пункт 3 ст. 265 БК РФ;

- Федеральные стандарты внутреннего государственного / муниципального финансового контроля.

 

Учреждения используют Стандарты для понимания своих прав и обязанностей при проверке, а также для обжалования ее результатов

Внешний государственный / муниципальный финансовый контроль

Счетная палата;

контрольно-счетные органы субъектов и муниципальных образований

+

+

+

- пункт 2 ст. 265 БК РФ;

- Закон № 41-ФЗ о Счетной палате;

- стандарты и регламенты Счетной палаты;

- законы /  решения, принимаемые на уровне региона /  муниципалитета