Разъяснения подготовлены Департаментом бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России по результатам рассмотрения обращения по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части обоснования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (письмо Минфина России от 30 июля 2021 г. № 24-06-06/61279). Вспомним, при наличии каких оснований закупка будет признана обоснованной. Как следует из ч. 1 ст. 18 Закона № 44-ФЗ, обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями ст.ст. 19 и 22 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, закупка, при которой НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным контрагентом, определены и обоснованы, по правилам ст. 22 Закона № 44-ФЗ и будет являться обоснованной. Установленные в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ требования к закупаемым товарам, работам, услугам, если они предусматривают установление предельных цен, учитываются при расчете НМЦК с применением нормативного метода. Если вдруг планируемая закупка признана необоснованной, то контрольные органы выдают предписания об устранении выявленных нарушений и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований Закона № 44-ФЗ.

Как следует из Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, ведомство не осуществляет разъяснение:

- законодательства Российской Федерации;

- практику его применения;

- практику применения нормативных правовых актов Минфина России;

- толкование норм, терминов и понятий.

Исключением являются только те случаи, если на Минфин возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению. В этой связи Минфин поясняет, что механизм нормирования, предусмотренный ст. 19 Закона № 44-ФЗ, позволяет обеспечивать государственные и муниципальные нужды и не допускает формирование объектов закупок, имеющих избыточные потребительские свойства, характеристики или включающих предметы роскоши. В администрациях утверждаются правила нормирования, исходя из которых муниципалитеты самостоятельно определяют требования к закупаемым ими либо подведомственными им учреждениями и предприятиями товарам, работам, услугам и нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и учреждений.