Обобщенные результаты контрольной деятельности и информацию о наиболее типичных и значимых нарушениях, выявленных при проверках подведомственных организаций в 2022 году, приведены Минобрнауки России в письме от 24 марта 2023 г. № МН-22/497-ДП. Данный Обзор будет актуален для всех организаций бюджетной сферы и необходим для проведения самоконтроля.

Итак, «заглянем» в Обзор в разрезе нарушений, допускаемых в сфере бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов с персоналом и в иных вопросах.

Наиболее значимыми ошибками в рассматриваемой сфере правоотношений являются:

- неотражение в Сведениях (ф. 0503169, 0503769) в соответствующих графах долгосрочной дебиторской задолженности;

- неотражение на счетах учета факта заключения соглашения на предоставление субсидии на госзадание, что привело к нарушению ведения бухгалтерского учета и искажению информации в регистрах учета;

- отражение в учете дебиторской задолженности, которое не обосновано документально (при отсутствии договора, акта);

- несвоевременное списание бланков строгой отчетности;

- неотражение в Инвентарных карточках учета основных средств сведений о проведении ремонта (ф. 0504031);

- неправомерное списание с учета материальных запасов при модернизации основных средств – следовало учесть их в составе капвложений в модернизируемые объекты;

- несвоевременное принятие к учету приобретенных основных средств;

- начисление амортизации на объекты, фактически не введенные в эксплуатацию;

- учет объектов недвижимого имущества и ОЦДИ не на соответствующих счетах;

- неправомерный учет на балансе объектов, не соответствующих критериям актива;

- несоблюдение сроков оплаты товаров, работ, услуг;

- приемка и оплата фактически не исполненных обязательств или обязательств, исполненных с нарушением условий контракта;

- к контрагенту не предъявлены требования об оплате неустойки за нарушение сроков исполнения договора;

- необоснованное расходование денежных средств, связанное с обслуживанием неисключительных прав на программные продукты, не учтенных на балансе;

- к учету приняты акты исполнителя, в которых не указан объем оказанных услуг и нет расчета их стоимости;

- НМА приняты к учету по заниженной стоимости, сформированной без учета затрат на оплату труда работников, занятых при их создании, содержание и эксплуатацию научного оборудования и иных расходов, непосредственно связанных с созданием объекта НМА;

- неотражение в учете факта предоставления НМА в пользование по лицензионному договору;

- несоответствие сведений об объектах имущества, содержащихся в реестре имущества и информационной системе, сведениям бухгалтерского учета и ЕГРН;

- наличие неучтенных объектов имущества – следствие отсутствия инвентаризации;

- непринятие мер к списанию с забалансового счета 04 «Сомнительная задолженность» безнадежной к взысканию дебиторской задолженности контрагентов в связи с истечением срока исковой давности, следствием чего является искажение бухгалтерской отчетности.

В сфере правовых и организационных вопросов следует не допускать таких ошибок, как:

- совершение сделки с заинтересованностью без одобрения учредителя;

- осуществление приносящей доход деятельности, не предусмотренной Уставом;

- привлечение соисполнителей к выполнению госзадания без уведомления учредителя через ГИС «Электронный бюджет»;

- отсутствие в условиях заключенных договоров ГПХ объемов и вида выполняемых работ, что влечет риск отказа подрядчика от их исполнения и невозмещения им причиненных убытков;

- не определены мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций и хранении;

- оплата по договорам ГПХ на монтаж компьютерных сетей в отсутствие документов, подтверждающих необходимость его проведения (дефектная ведомость, техническое задание);

- неполное и(или) несвоевременное размещение информации учреждениями на сайте www.bus.gov.ru. Кстати, напомним, что с 01 апреля 2023 года региональные УФК начали проводить сверку информации о государственных и муниципальных учреждениях, размещенной на www.bus.gov.ru.

В качестве нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств признаются:

- расходование средств федерального гранта на цели, не соответствующие его предоставлению;

- неэффективное использование денежных средств на приобретение оборудования в рамках реализации программ развития учреждения;

- нецелевое использование субсидии, выделенной в рамках реализации нацпроекта;

- неправомерное расходование средств на оплату фактически не выполненных ремонтных работ.

В сфере планирования и финобеспечения деятельности:

- не изменены показатели плана ФХД при подтверждении учредителем потребности использования остатка денежных средств, при изменении объемов планируемых поступлений;

- не утверждено распределение показателей объема госзадания головной организации между филиалами;

- не утвержден локальный акт учреждения, регламентирующий объем и периодичность перечисления средств на госзадание и порядок взаимодействия между учреждением и филиалами по распределению финобеспечения;

- стоимость платных услуг установлена ниже базовых нормативов затрат на оказание такой услуги за счет средств бюджета;

- неэффективное планирование расходов в части использования остатков средств субсидии текущего финансового года;

- имущественные налоги уплачены по КФО 4 без учета коэффициента платной деятельности.

При распоряжении имуществом допускаются следующие нарушения:

- отсутствие государственной регистрации права собственности публично-правового образования и иных вещных прав на объекты недвижимого имущества;

- отсутствие архивных документов, подтверждающих возникновение прав на объекты недвижимого имущества. Напомним, что такие документы должны храниться в учреждении постоянно;

- несанкционированная передача имущества в аренду без оформления договорных отношений, а также заключение притворных сделок (договоров возмездного оказания услуг, договоров ответственного хранения, договоров о сотрудничестве и пр.) с целью уклонения от заключения договоров аренды;

- распоряжение имуществом без согласия учредителя и собственника имущества (передача в аренду/субаренду или в безвозмездное пользование, размещение сторонних организаций в помещениях подведомственных организаций по договорам аренды, заключенным на срок до 1 года, размещение банкоматов, вендинговых аппаратов, оборудования мобильной связи);

- непроведение инвентаризации при передаче имущества по договорам аренды.

Выплаты персоналу и кадровые вопросы:

- назначение выплат стимулирующего характера работникам без оценки результативности и качества работы;

- не обоснованные документально выплаты работникам за работу с вредными и(или) опасными условиями труда без проведения СОУТ;

- неправомерная выплата стипендий, не предусмотренных законодательством;

- локальным актом учреждения не определен размер выплачиваемой материальной помощи;

- выплата отпускных менее чем за три дня до начала отпуска;

- отсутствие штатного расписания;

- систематическое заключение с физлицами не срочного трудового договора, а договоров ГПХ;

- превышение допустимой кратности соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения к среднемесячной заработной плате работников;

- назначение на должность главного бухгалтера учреждения при отсутствии необходимого стажа профессиональной деятельности;

- неправомерное – без проведения конкурса – заключение трудовых договоров на замещение должностей, подлежащих замещению по конкурсу.