Порядок ведения и хранения трудовых книжек утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 мая 2021 г. № 320н (далее – приказ). Пунктом 31 приказа установлены случаи оформления дубликата трудовой книжки. Если произошла массовая утрата трудовых книжек, то на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ создается комиссия, которая составляет соответствующий акт. Этот акт и будет являться основанием для выдачи работодателем работнику дубликата трудовой книжки. По этому же принципу выдается дубликат трудовой книжки в случае, если трудовая книжка пришла в негодность (обгорела, порвана, испачкана). Отсюда следует, что оформление работодателем дубликата трудовой книжки (вкладыша), пришедшей в негодность, в отсутствие акта комиссии по установлению стажа, создаваемой органами исполнительной власти субъектов РФ, может быть признано незаконным. Вместе с тем, эта позиция является ошибочной. Соответствующие разъяснения содержатся в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 сентября 2021 г. № 14-6/ООГ-9180. Итак, если трудовая книжка (вкладыш) пришла в негодность (обгорела, порвана, испачкана), а равно утрачена, то работник может обратиться к работодателю для выдачи дубликата трудовой книжки. Согласно п. 27 Порядка лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по месту работы, где была внесена последняя запись в трудовую книжку. В срок не позднее 15 рабочих дней со дня подачи работником указанного заявления работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки, который заполняется в соответствии с главами I–IV Порядка (п. 28 Порядка). Таким образом, акт комиссии по установлению стажа органов исполнительной власти субъектов РФ необходим только в случае массовой утраты работодателем трудовых книжек работников в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и другие чрезвычайные обстоятельства) (абзац первый п. 31 Порядка).