На онлайн-конференции «Оптимизационный пакет поправок как ответ на современные запросы в сфере закупок» представители Минфина России сообщили о будущем контрактной системы после принятия большого пакета поправок к Закону № 44-ФЗ.

Также директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова ответила на следующие вопросы:

1. Нужна ли в системе закупок обратная связь с конечным потребителем продукта для контроля исполнения контракта? Следует ли такой инструмент сделать обязательным звеном системы закупок?

– Такой инструмент уже легализован. Так, порядок приемки исполнения контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из его предмета. В рамках действующих норм создается приемочная комиссия. По решению заказчиков могут привлекаться внешние эксперты для приемки исполнения контракта. Большая часть возникающих вопросов связана с областью социально значимых закупок. При этом в состав приемочной комиссии могут входить и представители получателя. Если, например, министерство здравоохранения условного региона закупает продукцию, а поставка происходит непосредственно в медицинские организации, то, конечно, со стороны Минздрава обеспечить присутствие во всех этих местах в реальном режиме невозможно. Но законодательством не запрещено создавать приемочную комиссию, в том числе с участием представителя получателя соответствующей продукции. Если у получателя есть претензии по поставляемому товару, то принимаются дисциплинарные меры, предусмотренные законом. Это в том числе: отказ от приемки, претензионная работа с последующими возможностями расторжения условий исполнения контракта.

2. Как будет совершенствоваться законодательство в части определения референтных цен? Возможна ли автоматизация таких функций в рамках развития ЕИС?

– Здесь нужно в целом понимать, какой объем автоматизации мы ожидаем, – отвечает Татьяна Демидова, – и какие процессы на него влияют. Во-первых, это работа по накоплению информации о закупках, осуществляемых в соответствии с Каталогом товаров, работ, услуг; во-вторых, это совершенствование закупочного процесса, предусмотренное оптимизационным пакетом. Стандартные предметы закупки и стандартные условия исполнения контрактов позволяют вывести так называемую среднюю ориентировочную цену. Однако вопрос обязательности ее применения и недопустимости отклонений от нее является очень сложным. Например, закупки одного и того же вида транспорта для ЦФО и для Дальнего Востока требуют разных ценовых подходов. Важно учитывать особые требования к проходимости, к работе в экстремальных условиях и т. п. При покупке аналогичного товара также возникают вопросы логистики. Так, для закупщиков из Москвы вся таможенная и складская инфраструктура является близкой, что соответствующим образом влияет на себестоимость. С Владивостоком другая история.

3. Автоматизация определения цены контракта через ЕИС маловероятна, считает Татьяна Демидова.

– Может быть, однажды мы к этому придем. В настоящее время речь идет только о формировании средней цены, которая будет в открытом доступе. Участник сможет сориентироваться, какая цена складывается на его продукцию, используя полученные данные при формировании НМЦК. Это позволит контролерам в финансовой сфере поинтересоваться, почему цена заказчика отличается от средне-ориентировочной (источник: https://zakupki-digital.ru/jekonomika/ot-chetkih-tehzadanij-k-referentnym-cenam/).