В вопросе грамотной реализации дебиторской задолженности по расходам, образовавшейся у получателей бюджетных средств, необходимо проявить должные внимательность и осмотрительность.
Шаг вправо, шаг влево – штраф…
Данный вид задолженности следует перенести на соответствующий счет 209 36 с указанием в 1–17 разрядах соответствующего кода классификации доходов бюджета. Если этого не сделать, вас ждет штраф по ст. 15.15.6 КоАП РФ.
С учетом того, что бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года по состоянию на 31 декабря перестают выполнять обозначенную функцию, их нужно вернуть в доход бюджета. Именно такой версии придерживаются ревизоры.
Исходя из примеров, имеющихся в судебной практике, к числу нарушений по рассматриваемой тематике относятся:
- расходование возвращенных средств для оплаты обязательств в очередном году (постановление Тринадцатого ААС от 28.12.2020 № 13АП-28755/20);
- неисполнение обязанности по истребованию сумм дебиторской задолженности, которая возложена на получателя бюджетных средств (постановление Четырнадцатого ААС от 14.08.2018 № 14АП-5346/18).
В любом случае ревизоры будут устанавливать первопричину образовавшейся дебиторской задолженности. Как правило, казенные учреждения мотивируют свое решение необходимостью освоения бюджетных средств в текущем году, поэтому учреждение обратилось к поставщику коммунальных услуг с просьбой выписать счет «под остаток неиспользованных ЛБО» (постановление Восьмого ААС от 13.06.2019 № 08АП-3554/19, постановление Семнадцатого ААС от 16.11.2017 № 17АП-13339/17). В этом случае «дебиторка» не будет являться законной.
А вот иной пример.
Не возникнет обязанности у поставщика коммунальных услуг по возврату образовавшейся переплаты, если учреждение не нарушало правил оплаты с учетом особенностей, установленных для договоров в сфере энергоснабжения, теплоснабжения и водоснабжения. В этом случае переплата на законных основаниях может быть зачтена в счет последующих платежей исходя из:
- Правил холодного водоснабжения и водоотведения;
- Правил организации теплоснабжения;
- Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
Исходя из норм, закрепленных в федеральных законах «Об электроэнергетике», «О водоснабжении и водоотведении» и «О теплоснабжении», Правительством РФ приняты соответствующие нормы, которые носят специальный характер по отношению к Закону № 44-ФЗ. Закон № 44-ФЗ устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях:
- повышения эффективности осуществления закупок;
- обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов;
- добросовестной конкуренции;
- предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
С учетом того, что в Законе № 44-ФЗ не учитывается специфика отношений в сфере энергоснабжения, теплоснабжения и водоснабжения, суды полагают, что оснований у получателя бюджетных средств перечислять суммы переплаты в соответствии с требованиями БК РФ не имеется (постановление Пятого ААС от 11.03.2020 № 05АП-813/20 по делу № А24-7752/2019).