ФАС России, рассмотрев обращение Пензенского УФАС России, дало разъяснение по вопросу принятия нормативно-правового акта органом власти субъекта Российской Федерации, обязывающего осуществлять закупки малого объема с использованием выбранного «электронного магазина»
По мнению ФАС действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не содержит норм, обязывающих государственных, муниципальных заказчиков и участников торгов осуществлять закупки малого объема посредством «электронного магазина». Осуществление закупок малого объема посредством «электронных магазинов» является правом, а не обязанностью государственных, муниципальных заказчиков.
При этом пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Как разъясняет ФАС принятие субъектом Российской Федерации нормативного правового акта, обязывающего государственных и муниципальных заказчиков осуществлять закупки малого объема с использованием отобранного «электронного магазина», функционирующего на определенной электронной площадке, в отсутствие в законодательстве Российской Федерации регламентированного порядка выбора данных электронных площадок, содержит риски нарушения требований антимонопольного законодательства в части предоставления определенному хозяйствующему субъекту (электронной торговой площадке) преимущественного положения.
Дополнительно ФАС России сообщает, что в настоящее время прорабатывается вопрос об установлении в действующем законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядка использования «электронного магазина» при осуществлении закупок малого объема.
Отметим, что практика внедрения электронных магазинов стала панацеей для регионов. Так, поручение Председателя Совета министров Республики Крым от 11.11.2019 № 1\01-06\7536 обязывает муниципальных заказчиков Республики Крым разработать и утвердить нормативно правовые акты, регулирующие проведение закупок малого объема. Однако, согласно п.2 Постановления Совета министров Республики Крым от 30 января 2019 г. № 58 «Об автоматизации закупок малого объема и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 28 марта 2018 года № 143» муниципальным заказчикам Республики Крым рекомендовано проводить закупки малого объема посредством электронных торговых систем для автоматизации закупок, единого агрегатора торговли, а также других информационных ресурсов, с использованием которых заказчики вправе проводить закупки малого объема. Более того, согласно ч. 7 ст. 4 Закона № 44-Фз субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой.
Таким образом, учитывая разъяснения ФАС России и действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок работа с электронными магазинами в части закупок малого объема является правом заказчика, и никто его заставить не может.