Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ скорректировал положения вступающего в силу с 01 июля 2021 года Закона о госконтроле в РФ.

Изменениями были затронуты следующие сферы:

- контрольную закупку разрешено проводить без видеозаписи и без понятых, если проводят ее сразу два инспектора;

- разрешены внезапные контрольные закупки без решения о проведении закупки, если инспектор, проводя выездное обследование (оно вообще проводится без решения), выявит признаки нарушений обязательных требований;

- отменена обязанность по предупреждению о внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях (КНМ), которые проводятся в связи с угрозой причинения вреда;

- акт по итогам выборочного контроля составляется не в течение суток после получения результатов экспертизы, обследования, исследования образцов (так предусматривалось ранее), а в течение 15 рабочих дней после получения результатов;

- срок проведения рейдового осмотра увеличен до двух недель (10 рабочих дней), правда, «внутри» рейдового осмотра инспекторы не вправе взаимодействовать с каждым из проверяемых лиц дольше одного рабочего дня;

- для мониторинга безопасности будут использоваться сведения из сети Интернет, любые общедоступные данные, данные, полученные с автоматических фото- и видеокамер, а также данные, получаемые с государственных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. По итогам мониторинга безопасности инспектор вправе будет выдать сразу предписание (если это разрешено законом о виде контроля);

- мониторинг безопасности и выездное обследование (то самое, которое может внезапно перетечь в контрольную закупку) могут проводить любые надзорные органы, и об этом не стоит даже упоминать в положении о виде контроля;

- во время выездного обследования (в первоначальной редакции закона оно предполагало простую «визуальную оценку») можно проводить 5 надзорных действий: осмотр, отбор проб, инструментальное обследование (но строго под видео), испытание и даже экспертизу;

- разрешается устанавливать (в положениях о виде надзора) такие случаи, когда «в обмен» на исполнение предписания против проверяемого лица не возбуждается дело об административном правонарушении;

- извещать проверяемых лиц (кроме граждан – не ИП) о чем-либо «посредством средств связи» больше (с 2024 года, если не будет отдельно установлено иное) не собираются – весь обмен информацией исключительно через реестр КНМ и ЛК на портале госуслуг / региональном портале госуслуг. Если проверяемый не идентифицирован в ЕСИА, то его будут информировать по тому E-mail, который был представлен надзорному органу или указан при госрегистрации ЮЛ, ИП. Гражданину – не ИП документы отправят на бумажном носителе, но только в двух случаях: если он сам об этом попросил или у него нет профиля на портале госуслуг;

- не будут являться обязательными проверочные листы – они применяются только там, где укажет Правительство РФ, и то лишь с марта 2022 года (ранее предусматривалось их обязательное применение при проведении выездного обследования, инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки);

- изложены основания для выдачи предостережения – при этом обязательные правила могут быть уже нарушены, однако нет подтвержденных данных о вреде, причиненном этим нарушением, либо угрозе вреда;

- отменено досудебное обжалование решения об отнесении объектов контроля к категориям риска и включении их в план проведения плановых КНМ;

- смягчены требования к СРО, чьи «внутренние» результаты контроля над своими членами признаются госорганами и полностью отменяют проверки, – новая редакция Закона о госконтроле фактически передала на откуп отраслевиков все критерии отбора таких СРО;

- теперь для проведения внеплановых проверки / инспекционного визита необходимо заявление самого проверяемого, если ранее в рамках процедур подтверждения соответствия у него обнаружили нарушения и он сам их исправил;

- под требование Закона о госконтроле подпадет контроль за деятельностью федерального и региональных операторов по обращению с ТКО;

- объектами контроля теперь будут являться и компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, в том числе не находящиеся в чьем-либо владении / пользовании;

- новый режим госконтроля – постоянный рейд.

В общей сложности скорректировано почти 50 статей Закона о госконтроле из 98.