09 ноября (за исключением нескольких положений) вступил в силу Федеральный конституционный закон от 09 ноября 2020 г. № 5-ФКЗ, предусматривающий внесение изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации».
Изменениями в соответствие с обновленными нормами Конституции РФ приведены положения закона, касающиеся устройства КС РФ (численности судей, порядка назначения на должность и прекращения полномочий судьи и др.) и его компетенции (в связи с появлением у суда новых полномочий по проверке конституционности проектов законов о поправке к Конституции, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также не подписанных Президентом РФ законов, проверке конституционности законов субъектов РФ до их обнародования главой региона, разрешению вопроса о возможности исполнения решений международных (иностранных) судов, арбитражей.
Установлено, в частности, что КС РФ состоит из одиннадцати судей, включая Председателя КС РФ и его заместителя. Судьи КА РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.
КА РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей. Если в случае выбытия судьи из состава КС РФ число судей окажется менее восьми, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.
Судье КС РФ запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. На судью КС РФ распространяются также иные запреты и ограничения, предусмотренные федеральным законом, регулирующим статус судей в Российской Федерации.
Также скорректирована глава XII Закона, регулировавшая порядок рассмотрения дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Так, в ст. 96 Закона уточнен перечень лиц, которые могут обратиться с такой жалобой: граждане, юридические лица и муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, а также в интересах граждан и юрлиц – уполномоченные по правам человека, иные органы и должностные лица, общероссийские организации, которые в соответствии с федеральным законом могут представлять их интересы. Расширен перечень НПА, которые могут быть объектом проверки: федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституции республик, уставы, законы либо иные нормативные акты субъекта РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
Предусмотрен принцип исчерпания, заключающийся в том, что жалоба в КС РФ, согласно поправкам, допустима, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав заявителя или лица, в интересах которого она подана, при разрешении конкретного дела. Установлено, что понимается под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты. При этом уточняется, что Конституционный суд РФ может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными, если официальное толкование оспариваемого нормативного акта, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается.
Вводятся дополнительные механизмы защиты прав граждан. Если пересмотр дела, исходя из особенностей соответствующих правоотношений, не может привести к восстановлению прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба в КС РФ, последний вправе указать в своем постановлении на необходимость применения к таким заявителю или лицу компенсаторных механизмов. В этом случае форма и размер компенсации определяются судом, принявшим в первой инстанции судебное решение на основе нормативного акта, о котором принято данное постановление.
В новой редакции представлена глава закона о порядке рассмотрения дел о конституционности нормативных актов по запросам судов.
Гражданам, не владеющим русским языком, в случае обращения в Конституционный суд без представителя с жалобой на нарушение их прав нормативным актом, примененным при рассмотрении уголовного дела, должно быть обеспечено право при подготовке жалобы бесплатно пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном постановлением Правительства РФ. Это право предоставляется после установления Правительством соответствующего порядка.
Когда поправки рассматривали во втором чтении, из их первоначальной редакции убрали правило о том, что особое мнение судьи размещается на сайте КС РФ вместе с его решением. Теперь предусмотрено, что особое мнение приобщается к протоколу заседания и хранится вместе с ним. Ранее по закону особое мнение публиковали в «Вестнике КС РФ» вместе с решением.
Предусмотрен запрет для судей критиковать решения Конституционного суда РФ и обнародовать свое несогласие с принятым решением.
В качестве еще одного основания для отстранения судьи от участия в рассмотрении дела предусмотрено: если имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи.
Закреплено положение о провозглашении решения Конституционного суда РФ не в полном объеме. Решение, вынесенное по итогам рассмотрения дела, провозглашается в полном объеме, если КС РФ сочтет это необходимым.
Скорректирован и порядок опубликования решений КС РФ.